СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Симунина Татьяна Ивановна,

учитель


Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии»


Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.

В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения биологии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать биологические знания.

В решении данных проблем может найти свое место проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода использовались и используются многими педагогами и сейчас. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной или индивидуальной деятельности учащихся - это, по сути дела, тоже проектная деятельность.

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов.

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет биология.

Проектная деятельность – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Мне видится решение проблемы в использовании соответствующих технологий, методов обучения. И это не мое открытие, а доказанный научный факт. В частности в средней и старшей школе на уроках по предметам естественнонаучного цикла потребность и умение учиться формируются при использовании технологии проблемного обучения.

Идея моего педагогического опыта – это идея тесной связи проектной деятельности обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе.

Еще Сухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».

Воспитание современного целостного познающего и понимающего человека предполагает создать условия для обучения. А в чем сейчас основная проблема у учащихся и их родителей? Нет мотивации для обучения! Так вот наша основная задача предложить им (уч-ся) такой выбор, такую проблему, которая подтолкнет их к поиску. Мы должны найти мотивацию обучения, причем этот процесс строго личностно-ориентирован. Пусть ребята учатся анализировать, моделировать ситуации, играть!!! Посмотрите, как они играют! Да, никак! Отсюда, им все время скучно! Так вот, что бы они не скучали надо занять их творчеством. Пусть «творят, выдумывают, пробуют».

Вы задаете им рефераты и доклады? И они их с удовольствием приносят, выполненные, аккуратненько, на компьютере! Зачем писать, рисовать, если есть компьютер, ксерокс. Да компьютерные технологии необходимы!.. Для оформления результатов работы!

При использовании метода проектов в обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель-ученик в корне меняются. Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по схеме:

учитель → учебник → ученик.

То теперь:

·  ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;

·  ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;

·  ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;

·  ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

·  ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

·  ученик субъект обучения - учитель - партнер;

·  ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.



Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили. Для этого надо разбудить природную любознательность, влюбить в свой предмет. А как это сделать? Когда на предмет отводится 1 или 2 часа в неделю.

Конечно, урок должен быть оригинальным, наполненным, с различными видами деятельности.

Виды исследовательской деятельности на уроке.

У каждого учителя есть масса приемов и методов для стимулирования творческой активности, мышления, развития логики ребят без которой не возможно выходить на метод проектов.

1.Креативные задания.

Метод образного видения.

    • Гидра и медуза кишечнополостные. Какие особенности их строения и жизнедеятельности вы бы взяли для создания фантастического существа?

    • Какие особенности строения перепончатокрылых вы бы использовали в бионике?

Метод сравнения.

    • У каких растений водных или наземных лучше развита механическая ткань?

    • Два живых организма береза и собака: выскажите версии, почему их нельзя назвать родственниками?

Метод эвристического исследования.

    • Исследуй поговорку «Без корня и полынь не растет. Нужен как воздух».

    • Сою называют «зеленой коровой». Проведите исследование и запишите как можно больше фактов, подтверждающих данное высказывание.

Метод гипотез.

*Почему весной появляются почки на деревьях?

*Найди возможную причину событий. Медведь зимой не заснул, а бродит по лесу?







2. Проблемные задания, биологические задачи, где учащиеся ищут способ решения без помощи учителя.

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений.

Они содержат противоречия, требуют размышления, сравнения известного с неизвестным, нестандартного взгляда на хорошо знакомые факты и явления, выдвижения гипотез и их обоснования.

Такие вопросы с «Почему»? часто звучат на наших уроках. Но умных ответом мы слышим мало. На такой вопрос отвечают, как правило, ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью говорения учителя. И, ответ звучит неверный или неполный. Надо обязательно показать ребятам, что ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочку логических рассуждений, в которых каждое звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться только одним звеном.

Поэтому с 5 класса я приучаю ребят отличать эти задания, и после их озвучивания требуется пауза «минута мысли», когда в полной тишине каждый пытается найти свой ответ.

3. Проведение учебного эксперимента.

Сюда относятся все лабораторные и практические работы и экскурсии по биологии, начиная с 5 класса.

При выполнении этих работ ученик получает субъективно новые знания. Приобретает навыки наблюдения, оформления результатов своей работы, анализирует полученные данные, и делает выводы.

  1. Исследовательские проекты.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс - исследований,  приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.

В современной методической литературе существует несколько

разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках биологии:

 Информационный;

 Ролевой;

 практико-ориентированный;

 творческий;

 исследовательский проекты

Учащиеся нашей школы выполняют практико-ориентированные проекты. Например, «Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему», «Причины нарушения зрения и их профилактика»

Большой интерес для учащихся представляет исследовательские проекты. Например, «Использование локального и разбросного способов внесения минеральных удобрений для выращивания томатов и картофеля», «Бриофлора памятника природы "Популяции орхидей на Чуркинском болоте"», «Эколого-биологические особенности Бирючины обыкновенной (Ligustrum vulgare) при интродукции в условиях лесостепи Республики Башкортостан».

Проекты по биологии различаются и по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок.

Во время создания мини-проекта на тему «Зелёные ископаемые» (7класс в теме «Мхи») класс из 22 человек был распределен на 4 группы.

Каждая группа работала над своим заданием.

  • 1 группа «Морфологи» - изучали особенности строения мхов, работая с гербарными материалами;

  • 2 группа «Исследователи» - изучали свойства мхов, выполняя

лабораторную работу;

  • 3 группа «Промышленники» (изучали способы использования мхов);

  • 4 группа «Историки» (изучают свойства мха, которые помогают

сохранять остатки древних растений и животных).

У каждого учащегося была своя роль – кто-то ищет информацию, кто-то анализирует, а кто-то оформляет результат. Обязанности в группе между собой учащиеся распределили сами.

Для сбора информации учащимся были предоставлены энциклопедии,

толковые словари, а также тексты разных стилей – научного, разговорного, художественного, официально-делового. На каждый этап работы отводится определенное количество времени. К концу урока каждая группа представляет отчет о проделанной работе и получает оценку.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. При этом возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Так в 6 классе при изучении темы «Органы растения» ученикам было

предложено провести длительное (около 10-14 дней) наблюдение за ростом корней и листьев лука. Для того чтобы каждый ученик смог проявить себя, для формирования коммуникативных качеств обучающихся класс был разделен на группы по 4-5 человек в каждой. При использовании групповой работы происходит формирование социальных компетенций: действенного общения, умения слушать, умения понять точку зрения другого, умения разрешать конфликты, умения работать сообща для достижения общей цели.

Все наблюдения за опытом обсуждались сначала в своей команде, а после главные умозаключения записывались в дневник наблюдений группы.

Практика показывает, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. В 5 - 6 классе считаю, целесообразно использовать краткосрочные мини-проекты.

Применяя в 5-6 классе метод проектов, я обучала детей ставить цели к заданиям, планировать свою деятельность определять конечный результат, уметь его формулировать. В создании мини-проектов принимает участие весь класса, разделенный на несколько звеньев. Каждое звено отвечает за свою часть по созданию проекта. Предлагались следующие задания: подобрать вопросы на определенную тему; составить каталог редких животных и растения Республики Башкортостан; составить словарик биологических терминов; спроектировать урок. Учащиеся добывали нужную информацию из разных источников, общались с другими участниками мини-проекта, намечали план действий. Затем вместе мы подводили итоги.

Наблюдения показывают, что учащиеся 7 – 8 классов любят работать над практико-ориентированными проектами, чему способствует их уже значительный школьный опыт и гарантирует успех в такой работе. Ученики 8 классов с интересом работали над следующими проектами «Стресс – услышать, понять, помочь», «Оценка физического развития учащихся как показатель их здоровья».

Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе.

ВЫВОД:

Метод проектов и формирование исследовательских навыков:

  • заметно повышает интерес школьников к отдельным областям знаний, так и к образованию в целом;

  • помогает самореализоваться в дальнейшей жизни;

  • повышает заинтересованность учащихся в учебной деятельности и получения удовольствия от достигнутых результатов;

  • осуществляет партнерство учителя и ученика на уроке;

  • дает возможность использовать различные источники информации;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.



Проектная технология, ориентированная на обучение конкретного ученика, а не среднестатистического учащегося, требует от школьного учителя личностного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно в условиях индивидуализации обучения появляется возможность для реализации творческого потенциала каждого ученика. Не секрет, что среди учеников в классе есть интеллектуальные бездельники, которые умеют, но не желают учиться. Причина данного явления порой кроется в том, что обучение потеряло сокровенный смысл, превратившись в сообщение определенных знаний. Между тем учение может стать увлекательным занятием, если теоретические знания рассматривать как фундамент для собственного творчества.

В целом, давая оценку роли про­ектной деятельности учащихся, мож­но сказать, что она помогает подго­товить учащихся к жизни в информа­ционном мире, развивает коммуни­кативные способности, повышает их общекультурный уровень, способ­ствует развитию общеценностных качеств человека.

В заключение отметим, что в про­ектной технологии обучения зало­жены возможности для развития кре­ативной деятельности не только уче­ника, но и учителя. Задача педагога в данной работе состоит в том, чтобы ненавязчиво выявлять и развивать творческие способности участников проекта, а для этого учитель должен уметь осуществлять диалог с учени­ком, сделать педагогический процесс действенным процессом общения. Общение педагога с учащимися становится поистине глу­бинным, а их взаимодействие реф­лексивным, что создает условия для раскрытия личностного потенциала и творческого становления молодо­го человека.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!