Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Белинене Лариса Викторовна,
Педагог-организатор
Выступление на конференции «Анализ результатов педагогического проекта «Личностное развитие обучающихся средствами дополнительного образования в направлении «Журналистика»
Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. И эта совокупность профессиональных черт всегда привлекала к себе пристальное внимание. Не случайно уже на заре российской журналистики первую сводку черт личности и правил поведения журналиста сделал М. В. Ломоносов в знаменитом своем «рассуждении», известном как «Диссертация о должности журналиста». И в дальнейшем многие крупные журналисты писали о своеобразных чертах, особенностях труда, радостях и трудностях своей профессии. Не случайно один профессор консерватории на вопрос студентки: «Над чем работать дальше», ответил: «как над чем? — над личностью», имея в виду, что настоящий профессионал — это творчески своеобразная личность.
Если попытаться в сводном виде при строгом разграничении особых областей описать мир личности журналиста, то в качестве «ядра» личности как главные следует выделить мировоззренческие, социально-политические позиции, соседствующие и взаимодействующие со сферой профессиональных склонностей, реализовать которые можно при наличии определенного рода и уровня способностей. Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, склонностей, способностей, обеспечивают совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт. «Внешний» слой, как бы скрепляющий весь мир личности журналиста, составляет область ответственности за профессионально-творческую самореализацию, за самосовершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обществу.
Разумеется, между различными областями профессиональных качеств нет жестких границ. Более того, между ними существуют всесторонние взаимосвязи и зависимости. Ответственность, например, требует знаний в области права и этики, а опыт — осмысления с помощью теории. И как бы велики ни были склонности, реализоваться они могут, только будучи обеспеченными знанием и опытом (при этом в меру способностей и при ясной и твердо проводимой социальной позиции). Иначе говоря, журналист может «состояться» только при условии, если претендующий на эту роль человек обладает всеми названными качествами (хотя бы в минимальной степени). Ведь отсутствие или слабое развитие таких качеств, как, например, ответственность или способности, серьезно (а в крайнем случае и полностью) блокирует проявление других качеств, и журналист оказывается «несостоявшимся». Нельзя назвать журналистом человека, который не считает себя ответственным перед аудиторией за удовлетворение ее нужд, не считает себя обязанным «работать на нее», пренебрегает этическими и правовыми нормами. Недостатки усугубляются, если его знания, опыт и личностные свойства, вполне развитые для выполнения профессиональных обязанностей, «накладываются» на неразвитость социальной позиции или, более того, на политическую беспринципность.
Таким образом, в теории надо видеть единство этих качеств журналиста, а на практике — стремиться к максимально гармоничному их развитию. Недостаток развития тех или иных свойств и дисгармония между ними ведут к существенным нарушениям требований профессии в процессе формирования работников СМИ. Так, например, доктринеров формирует жестко заданная, негибкая (хотя, может быть, и широко развитая) социальная позиция, почвой для которой являются слабые творческие способности, недостаток интеллекта, отсутствие смелости (так необходимой для изменения взглядов в связи с переменами в закономерностях действительности), слепая вера в однажды усвоенные идеи. А позиция журналистов-приспособленцев характеризуется слишком легким отношением (а иногда и полным пренебрежением) к тому, что называется принципами, циничным отношением к идеалам и ценностям, желанием услужить очередному «хозяину» (при этом не всегда на первый план выступает материальный интерес). Парадокс заключается в том, что и догматик, и приспособленец при определенных обстоятельствах могут служить «добру, истине и справедливости». Но в любом случае в их произведениях будут ощущаться натянутость, искусственность, заданность, хотя при этом в них можно усмотреть ростки таланта, проблески ума, определенные способности, знания и т.д.
При общих профессиональных требованиях творческих индивидуальностей, в которых специфически проявляется вся совокупность необходимых качеств, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна. Но в любом случае какие-то отдельные черты и свойства проявляются ярче, чем другие. Так, одни больше опираются на рациональное, другие — на образное мышление; одни — на строгое доказательство, другие — на изложение деталей и подробностей; кто-то мобилизует свои преимущества в прогностической сфере, а кто-то — в исторических аналогиях и т.д. и т.п. И так специфически проявляется суть профессионала — служение человеку и обществу.
Эти индивидуальные различия (при более или менее сбалансированном проявлении всех качеств) не только неизбежны, но и необходимы для жизни редакционного коллектива как живого организма. Редакция тогда представляет собой подлинный коллектив, когда его отдельные члены как оркестранты ведут свои особые «партии» на своих различных «инструментах» и под руководством редактора-дирижера создают «симфонию» номера или выпуска. В таком коллективе позитивные и уникальные свойства каждого усиливаются, проявляются максимально активно, а недостатки и слабости купируются, восполняются индивидуальностью деятельности коллег.
Таким образом, каждый журналист должен стремиться видеть себя в коллективе (а не в «совокупности» нанятого «работодателем» персонала сотрудников) и, формируясь при этом как «профессионал вообще», особое внимание обращать на развитие своих индивидуальных, уникальных возможностей и качеств. Так, например, каждый журналист должен уметь работать оперативно, но при этом один может и хочет работать «с колес», максимально быстро готовить материалы «в номер», другой предпочитает основательную работу над крупными, развернутыми материалами и потому выступает реже. Даже журналисты-одиночки, работающие вне коллективов («независимые», «фрилансеры» — от англ, free lance — «нештатный журналист», буквально «вольный», «свободный стрелок»), так или иначе соотносят свои возможности с характером и нуждами определенных редакций СМИ.
Мир личности целостен, связи между его составляющими неразрывны, поэтому трудно отдельно характеризовать каждую из них. Этот факт надо учитывать при неизбежности «поэлементного» изложения.