СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Экологическое проектирование в системе дополнительного образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Экологическое проектирование в системе дополнительного образования»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Экологическое проектирование в системе дополнительного образования»»

Люченко Лилия Ирековна,

Педагог дополнительного образования

МБУДО Дом детского творчества

Города Димитровграда Ульяновской области


Выступление на конференции «Экологическое проектирование в системе дополнительного образования»


В настоящее время перед современной школой и дополнительным образованием стоит одна из задач – воспитание экологической культуры личности, путём включения детей в различные виды социальной практики.

Помимо бережного отношения к природе, наша задача учить детей замечать, оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию вокруг себя, а затем решать проблемы, не допустив их повторения. С этой целью была разработана программа внеурочной деятельности для обучающихся младшего школьного возраста «Социальное проектирование» (в рамках реализации ФГОС). Опираясь на стандарты нового поколения, деятельность нашего объединения ориентирована на ведение проектной и исследовательской деятельности уже с самого раннего возраста. «Метод проектов является педагогической технологией, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду» Ознакомление с темами раздела «Городская экология» проходит в форме занятий-путешествий по улицам родного города. По ходу знакомства с новым материалом дети создают индивидуальные творческие альбомы. В них они наносят на карту проблемные участки города с помощью рисунков, а также фиксируют свои наблюдения; размещают фотографии любимых пейзажей. Используя материалы экскурсий, у нас появились следующие проекты:

1. Проект «Пейзажи родного города» (серия тематических работ декоративно-прикладного творчества).

2. Социальный проект «Они тоже хотят жить».


Такие подходы позволяют ребёнку самостоятельно выбирать область исследования, видеть существующие проблемы, а самое главное, вызывают желание что-то изменить вокруг себя.

Младший школьник получает возможность научиться использовать при проведении практических работ современные средства ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) Это помогает им записывать и обрабатывать информацию, готовить презентации по результатам наблюдений и опытов.

Содержание программы подразумевает изучение экологии и истории родного края, что позволяет при помощи сравнительного метода проследить экологическую ситуацию в Торопецком районе с древности до наших дней. Такой анализ позволяет учить детей грамотному поведению в природе, а также правильно использовать природные богатства родного края.

Это можно увидеть на примере занятий по разделу «Почва Торопецкого края», в который входят следующие темы: «Свойства нашей глины. Использование глины в Торопецком районе с древности до наших дней. Изготовление сосудов древних кривичей».

В результате целенаправленной работы дети получают не только элементарные знания и навыки исследовательской и проектной деятельности на основе экологических знаний, а также изучают историю и культуру родного края; сравнивают и анализируют экологическое состояние родного города с древности до наших дней.

Деятельность школьников нашего объединения позволяет им самим выбирать область исследования, оценивать свою деятельность, услышать мнение окружающих и т.п. Таким образом, идёт развитие системы самоуправления в детском коллективе. У каждого ребёнка есть возможность получить социальный опыт.

Очень важна в данном случае позиция взрослых – родителей и педагогов, являющихся главными наставниками в любом деле. Они должны прислушиваться к тому, что важно для ребёнка и помогать реализовывать его возможности. В данном случае очень важно сотрудничество педагога дополнительного образования с классными руководителями и, конечно, родителями. Реализуя свой проект, дети опираются на опыт и знания взрослых, которым доверяют. Увлекаясь своей деятельностью, школьники часто спрашивают совета, как у родителей, так и у классных руководителей. В этот момент очень важно не только поддержать ребёнка, но и самим окунуться в его деятельность, выстроить партнёрские отношения. Реализация программы во внеурочное время позволяет не только анализировать литературу, но и предусматривает свободное общение со специалистами разных направлений (краеведами, журналистами и т.д.) Только совместной деятельностью можно прийти к общей цели и добиться желаемого результата.

Включение детей в проектную и исследовательскую деятельность позволило нам получить следующие результаты:

1. Повышение интереса у детей к изучению природы и культуры родного края.

2. Повышение процента качества обучения детей.

3. Формирование методической копилки творческих проектов детей по разным темам.

4. Представление творческих проектов на региональных и всероссийских конкурсах.

По завершению реализации эколого-краеведческой программы «Экоша» для начальной школы наши выпускники могут включаться в различные сферы деятельности: посещать кружки эколого-биологического и эколого-краеведческого направления, обогащая свои знания, а также реализовывать природоохранную деятельность в детских общественных объединений города и района.

В перспективе планируется тесное сотрудничество с другими объединениями, работающими по эколого-краеведческому направлению, с целью объединения усилий в решении экологических и социальных проблем, а также обмена опыта по данным направлениям. Путём совместных усилий и умелых действий важно сохранить чистым, как минимум, свой родной край.