Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Белинене Лариса Викторовна,
Педагог-организатор
Выступление на конференции «Формирование личности обучающихся в процессе обучения журналистике»
Просмотрев и проанализировав журналы для детей и подростков, выявила следующие тенденции в развитии детской прессы, которые непосредственно влияют на становление личности:
Со страниц детских изданий полностью исчезли материалы, в которых изображалась нереальная жизнь. Им на смену пришли публикации, приобщающие ребят к культуре, к общечеловеческим ценностям. Большое внимание уделяется вопросам морали, нравственности, духовному образованию, этике, эстетике, а также проблемам досуга, увлечений подростков. Этому посвящены новые рубрики многих детских газет и журналов: «Волшебный очаг» (о семье и семейных традициях), «Про этикет», «Про досуг», «Про музыку» («Глагол») и др., позволяющие расширить кругозор школьника.
С каждым годом детская журналистика в больше используется какуникальное средство для выражения собственного мнения ребят. В газете «Глагол» уже несколько лет действует рубрика «Политический обзор наделив стиле
рэп или в стиле басни», в «Пионерской правде» - «Я и мир вокруг меня», в «Юношеской газете» - «Настроение недели» и т.д. в которых подростки размышляют о политике и обществе, о смысле жизни, о будущей профессии, о недостатках в школе, предлагают свои идеи по усовершенствованию повседневной жизни. Появились материалы, анализирующие антиобщественные, противоправные поступки подростков.
В детских изданиях широкого профиля появляется все больше рубрик, связанных с психологией подростков. Раньше этим проблемам детская журналистика уделяла мало внимания. В новых рубриках детских изданий часто рассматриваются противоречивые, конфликтные взаимоотношения между взрослыми и детьми, даются практические рекомендации о том, как избежать стрессов, как обрести душевный покой.
Из года в год совершенствуются детские издания с элементами игры, моделирующие реальные проблемы взрослой практической деятельности. Они дают читателям все большие возможности для выявления способностей в различных сферах человеческой деятельности, позволяют использовать творчество самих детей. Даже названия новых детских журналов свидетельствуют об этом: «Умка», «Домовенок», «Мастерилка» и др. в этих изданиях в игровой форме даются практические советы по шитью и вязанию, кулинарии и рукоделию, конструированию и моделированию.
Разнообразные игровые формы используются во всех детских газетах и журналах. Включаясь в тексты, конкурсы, викторины, турниры, проводимые изданиями, откликаясь на просьбы редакции вносить предложения об улучшении содержания детских изданий, ребята тем самым участвуют в процессе подготовки будущих номеров: придумывают темы, названия, рубрики, новые игровые ситуации, кроссворды. Переориентация журналистов детских изданий на творческое взаимодействие с аудиторией делает детскую журналистику более демократичной. У большинства конкурсов, проводимых детскими изданиями, появились спонсоры, представленные зарубежными или отечественными коммерческими структурами.
В последнее время происходит сближение деятельности детских изданий с наукой. Они используют как важное средство популяризации среди детей основ современных научных знаний – от истории и литературы до экономики и программирования. В той или иной степени это присуще всем детским изданиями даже юнкоровская пресса не оставляет без внимания этого важного аспекта культурного развития подрастающего поколения. Как показывает практика, успехом у юной аудитории по-прежнему пользуются традиционные и новые специализированные научно-популярные журналы: «А почему?», «Автоюниор», «Юнга» и т.д. можно предположить дальнейшую дифференциацию изданий, появление новых изданий по целому ряду еще не охваченных проблем науки.
Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компьютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания – самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.