СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Исследование ценностных ориентаций учащихся кадетских классов»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Исследование ценностных ориентаций учащихся кадетских классов»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Исследование ценностных ориентаций учащихся кадетских классов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»



ПЫЖИК

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Воспитатель кадетских классов


Выступление на конференции «Исследование ценностных ориентаций учащихся кадетских классов»


В связи с общественной политикой, направленной на реформу армии и военных учебных заведений, итогом которой должен стать перевод армии на контрактную основу, необходимо повышение эффективности обучения военных кадров. Это означает, что к ребятам, поступающим в военные учебные заведения, будут предъявляться особые, еще более высокие, требования. На фоне этого деятельность кадетских корпусов, суворовских и нахимовские училищ, осуществляющих первичную допрофессиональную подготовку юношей к получению профессии военного, приобретает особое значение.

Все вышеперечисленное и послужило причиной более пристального изучения кадетов. Основная тема исследования — «Особенности личностного и профессионального самоопределения юношей-кадетов». В соответствии с заявленной темой было проведено
комплексное исследование личности кадетов МБОУ СШ №17. Приведем лишь часть полученных в ходе исследования результатов, а именно — изучение ценностных ориентаций кадетов, поскольку мы считаем ценностные предпочтения одним из важнейших показателей их личностного самоопределения.

Необходимо определить взаимосвязь понятий «ценность» и «ценностные ориентации». В данной работе, прежде всего, мы подразумеваем ценности социальные, которые в процессе жизнедеятельности
«входят в психологическую структуру личности как ценности личностные» [4, с. 756] . В свою очередь, личностные ценности отражаются в сознании человека в виде ценностных ориентаций. Таким образом, изучая ценности, предпочитаемые кадетами, мы получаем представление о ценностных ориентациях ребят. Общепризнанно, что ценностные ориентации — одна из центральных характеристик личности.

Формирование ценностных ориентаций имеет особое значение именно в подростковом и юношеском возрастах, поскольку оказывает решающее влияние на направленность личности и ее активную социальную позицию. Основы изучения ценностных ориентаций в отечественной психологии были заложены А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, В. В. Столиным. Д. А. Леонтьев обобщил основные подходы к изучению ценностных ориентаций в отечественной науке. Он рассмотрел подходы К. А. Абульхановой-Славской, В. А. Василенко, А. С. Шарова, С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона, А. В. Петровского и других ученых и определил ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него [5]. Ценностные ориентации понимаются нами как приоритеты, определяемые путем выбора, предпочтения тех или иных ценностей, то, что наиболее важно, значимо для человека. Значительный вклад внесли в изучение ценностных ориентаций подростков и юношества В. И. Слободчиков, Л. И. Божович, А. В. Мудрик, И. С. Кон. Сущность ценностных ориентаций подростков рассматривалась А. С. Шаровым, Н. Д. Никандровым.

Изучением ценностных ориентаций современных подростков занимались И. В. Дубровина, Е. Б. Фанталова, Ю. Ж. Шайгородский. Большой интерес и научную значимость для нас представляют данные,
представленные А. Ф. Филатовой [6], поскольку позволяют провести прямое сравнение результатов. В исследовании А. Ф. Филатовой представлены данные о ценностных ориентациях подростков из однополых групп, в составе которых есть и кадеты. В психологической литературе указывается, что в подростковый период происходит лишь формирование ценностных ориентаций, однако в большинстве случаев в возрасте 16–17 лет юноша уже осознает приоритеты. Ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру, дают информацию о направленности деятельности кадета и позволяют прогнозировать и диагностировать мотивы поведения юноши.

Для изучения системы ценностей кадетов нами использовалась методика УСЦД («Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»), предложенная Е. Б. Фанталовой [7]. В данном исследовании приведены результаты, которые относятся лишь к оценке значимости той или иной ценности. В нашей работе не анализируется
уровень соотношения ценности и доступности ценностей, как это предусмотрено полным вариантом методики Е. Б. Фанталовой. В нашем исследовании принимали участие две группы кадетов. Первая группа — 50 кадетов из семей, чьи родители являются профессиональными военными (основная группа) и 50 кадетов из прочих семей (контрольная группа), чьи родители не являются и не были кадровыми военными. Все ребята — воспитанники кадетских классов МБОУ СШ №17, кадеты, которым на момент исследования исполнилось от 13 до 16 лет.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации кадетов из семей военнослужащих будут отличаться от ценностных ориентаций кадетов из обычных семей.

Цель исследования — выявление доминирующих (предпочитаемых) ценностей кадетов основной и контрольной групп.

Объект исследования — личностные особенности
кадетов.

Предмет исследования — зависимость предпочтения той или иной ценности, выбираемой кадетом, от принадлежности к семье профессионального военного.

При сравнении средних показателей после компьютерной обработки выявлено, что наибольшую ценность для кадетов обеих групп представляет
«счастливая семейная жизнь». Это подтверждает данные, полученные В. С. Собкиным [8]. Полученные нами данные несколько расходятся с результатами исследования А. Ф. Филатовой. Согласно ее данным, приоритетными ценностями подростков являются «материально обеспеченная жизнь», «независимость» и «любовь». Однако, как указывает автор, системообразующей ценностью в структуре ценностных ориентаций мальчиков-подростков все же является семья [6, с. 248].

Таким образом, просматривается прямая связь между тремя различными исследованиями, и каждое из них подтверждает
реальность.

На втором месте обеими группами выделяется ценность «наличие хороших и верных друзей». Далее — у ребят из семей профессиональных военных на третьем месте ценность «любовь», а на четвертом — «здоровье». У кадетов из контрольной группы, наоборот, третье место отдано здоровью, и лишь на четвертом месте расположена ценность «любовь». На пятом месте в рейтинге ценностей находится «материально обеспеченная жизнь», что совпадает у обеих групп. Выявлены различия в ценности «уверенность в себе». Если у кадетов из семей невоенных она находится в рейтинге ценностей на пятом месте, то у кадетов из семей профессиональных военных — лишь на шестом месте. Далее, на седьмом месте у кадетов из семей военных находится ценность «свобода как независимость в поступках и действиях», которая у кадетов контрольной группы расположена на шестом месте, то есть имеет для них большую важность. Ценность «интересная работа» располагается соответственно на восьмом (кадеты из семей военных) и седьмом местах (кадеты из семей невоенных). Грустно сознавать, но ценность познания занимает одно из последних мест — девятое в обеих группах. Эти данные также подтверждаются исследованиями А. Ф. Филатовой [6] и И. В. Дубровиной (по А. А. Реану) [9].

Достаточно выражены отличия в рейтинге ценности «активная, деятельная жизнь». В контрольной группе данная ценность находится в рейтинге ценностей на восьмом месте. В основной группе она занимает лишь десятое место. Можно предположить, что ребята из семей военных достаточно хорошо понимают специфику деятельности профессии офицера, где малодостижимы ценности «свобода, как независимость в поступках и действиях» и «активная, деятельная жизнь» в привычном понимании слова.

Подчинение командованию, когда деятельность офицера регламентируется не решением, деятельностью одного человека, непосредственного начальника, а целой системой. Менее всего ценится кадетами из семей военных возможность заниматься творчеством (соответственно — двенадцатое место в основной группе и десятое — в контрольной группе), а кадетами из обычных семей — красота природы и искусства (на одиннадцатом месте в рейтинге обеих групп). После сравнения результатов с целью проверки достоверности полученных различий (с использованием коэффициента Стьюдента) оказалось, что достоверно различаются показатели по двум шкалам, или ценностям — «уверенность в себе» и «любовь».

При этом средние показатели по ценности «уверенность в себе» выше у кадетов контрольной группы, а по ценности «любовь» у кадетов из семей военных. Мы предполагаем, что уверенность в себе представляет большую ценность для кадетов из семей невоенных потому, что это более актуально и важно для их самоопределения. Для кадетов из семей офицеров это менее актуально, поскольку в целом они изначально были более адаптированы к обучению в корпусе и более уверены в своих профессиональных планах [3, с. 61].

Для кадетов из семей военнослужащих ценность «любовь» имеет большее значение, чем для кадетов из других семей. Мы связываем это с их пониманием важности любви и эмоциональной поддержки именно для профессионального военного. Видимо, кадеты из семей военнослужащих смогли почувствовать, насколько важно для офицера чувствовать «надежность тылов». Таким образом, наша гипотеза о том, что ценностные ориентации кадетов из семей военнослужащих будут отличаться от ценностных ориентаций кадетов из обычных семей, частично подтвердилась.

Библиографический список

1. Басаев, В. Р. Омский кадетский корпус: история и современность / В. Р. Басаев. – Омск : ГУИПП, Омский дом печати, 2003. – 176 с.

2. Киселёв, Н. М. Молодые сыны России / Н. М. Киселёв, Т. О. Машковская. – Оренбург : Печатный дом Димур, 2011. – 112 с.

3. Филатова, А. Ф. К вопросу об адаптации подростков к
обучению в Омском кадетском корпусе / А. Ф. Филатова, Н. А. Дмитриева // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты : материалы седьмой и восьмой регион. науч.-практ. конф. факультета психологии и педагогики ОмГПУ. – Омск , 2006. – С. 56–61.