Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа с.Русский Мелекесс муниципального образования Мелекесский район Ульяновской области»
Киргизова Валентина Викторовна,
учитель начальных классов
Выступление на конференции «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках по окружающему миру и во внеурочное время»
Изучив теоретический и практический материал по данной проблеме, а также накопленный за 7 лет опыт работы с учащимися младших классов по организации исследовательской деятельности, позволило мне разработать и реализовать в своей работе технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение организационно-педагогических условий.
В основе этой технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно -ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные технологией, проходят, в основном, в классно-урочной форме; другая форма организации – консультирование учащихся и организация исследовательской деятельности во внеурочное время.
Цель технологии - осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
1. Умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание, как этап деятельности, умения выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации).
3. Умения работать с информацией ( виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текса: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, формулирование вывода, логика изложения)
4. Умения представить результаты своей работы (форма представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводила. Пропедевтическая работа велась следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- урокам – исследованиям (в начале года постановка проблемы осуществлялась учителем, поиск решения осуществлялся учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя);
- кратковременными исследованиями, мини-исследованиями, наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).
Со 2 класса организовывала уроки- исследования, самостоятельное исследование во внеурочной деятельности, что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.
Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Здесь я организую совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. В процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4. На уроках использую проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На уроках предлагаю задания, направленные на выявления различных свойств, действий предметов, множества предметов, предлагаю логические задачи.
6. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В 3 классе:
1. На уроках – исследования учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования.
На уроках использую игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Провожу коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.
4. Ход исследования обсуждается с учителем, даются консультации во внеурочное время.
В 4 классе на уроках – исследованиях обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.
Из опыта своей работы могу определить следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: долговременные, кратковременные;
- по теме: предметные, свободные.
Очень важным, считаю этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.
С целью активизации познавательной деятельностью на уроках – исследованиях, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендую использовать:
- загадки, ребусы, шарады, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
- игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.).
- игр-исследований, фантастических исследований.
- связи с литературным сказочным материалом Знайкой и Незнайкой.
Данная технология, применяемая мною в течение нескольких лет, позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
Организация исследовательской деятельности младших школьников в курсе предмета «Окружающий мир»
Мой практический опыт показал, что на уроках по окружающему миру эксперименты не только возможны, но и необходимы, однако при условии, что учитель и ученик совместно действительно совершают какое-то открытие, которое для ребёнка до сих пор было неизвестным фактом. Такое отношение учащихся к проводимым исследованиям более серьёзное и вдумчивое, они начинают высказывать массу гипотез и предлагают разные варианты увиденного.
Такую работу я стала проводить на уроках по окружающему миру. Сначала работа велась с любознательными, интеллектуально активными младшими школьниками, выявленных на основе наблюдений.
Однако, в процессе работы я пришла к выводу, что детей к исследовательскому поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их исследовательская деятельность невозможна. И, конечно, важную роль в этом процессе играют экскурсии в природу. Уже было отмечено, что исследовательский метод отвечает природе ребёнка и законам его развития. Несомненно, между научным исследованием и школьными исследовательскими работами имеется сходство.
В чём же оно заключается? Прежде всего, в схожем направлении логического процесса. И школьники, и учёные идут одним логическим путём (на разных, конечно, интеллектуальных уровнях): учёный наблюдает факты, сравнивает их между собой, подыскивает для них те или иные рациональные объяснения и делает выводы, которые и могут привести к научным открытиям.
Учащиеся тоже наблюдают факты, сопоставляют их между собой, делают выводы. Эти выводы тоже являются открытиями, правда, не для науки, а для самих учащихся. Но это не умаляет, а значительно усиливает значение таких методов обучения. Более того, маленький исследователь переживает свой успех (неуспех) так же, как и взрослый, что усиливает педагогическую ценность такого учения. [1, с.43].
Подчеркну ещё раз, что основой исследовательской деятельности младших школьников является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ.
На уроках по окружающему миру были выделены следующие этапы организации наблюдений:
Определение, выбор объекта наблюдения. (Задание: найди, рассмотри, собери.)
Процесс наблюдения за объектом. (Задание: пронаблюдай, отметь, изучи, определи.)
Сопоставление имеющихся у ребёнка знаний с полученными во время наблюдения (Задание: сопоставь, сравни, проанализируй.)
Объяснение явлений, которые наблюдали учащиеся. (Задание: объясни, выдвини предположение, установи причину, взаимосвязь, зависимость.)
Формулирование выводов и обобщений. (Задание: оформи в виде таблицы, схемы, рисунка, рассказа, экологического паспорта, памятки, отчёта; заполни дневник наблюдений.)
При изучении предмета «Окружающий мир» мною были использованы небольшие исследования, эксперименты, направленные на выявление основных признаков живых организмов (дыхание, питание, размножение, развитие, отмирание); на понимание многообразия живых организмов; на выяснение взаимосвязей живых организмов со средой обитания (на конкретных примерах разнообразных экологических связей, доступных пониманию младших школьников).
На уроках по окружающему миру во 2 классе, при изучении темы «В гости к весне» проводила миниисследования: «Лист от весны до лета», «Роль дождевых червей в природе», «Дыхание семян».
При изучении темы также во 2 классе «Наша дружная семья», учащиеся проводили исследовательские работы: «Моя семья», «Моя родословная», «Ими гордится моя семья», «Старые и памятные вещи в моей семье».
В 3 классе, при изучении темы «Комнатные растения», была выполнена исследовательская работа по теме: «Комнатные растения в классе».
В 4 классе при изучении темы «Наш край», были проведены коллективные исследовательские работы «Улица, где мы живём», «Улицы моего города».
Для развития исследовательских умений у детей, проводились уроки – исследования по окружающему миру. Нетрадиционные уроки в моей практике занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Урок – исследование - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли учёных- специалистов: ботаников, зоологов, экологов.
Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.д. Он с радостью делает то, что никогда бы не делал не в игровой ситуации.
Творческие принципы такого урока:
Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.
Развитие функции общения на уроке, как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.
Так, например, при изучении темы в 1 классе «Жизнь растений осенью», проводился урок – исследования. На уроке учащиеся изучали такое природное явление, как листопад. В процессе урока я формировала навыки первичной исследовательской деятельности, учила наблюдать, делать анализ, вывод.
Во 2 классе при изучении темы «Про кошек и собак», был проведён урок – исследовании, на котором учащиеся обучались этапам исследовательской деятельности, где итогом явилась выполненная исследовательская работа «Кошки».
Уроки – исследования по окружающему миру проводила во всех классах начальной школы. В 3 классе при изучении темы «Планета заболела», в 4 классе «Планета Земля – наш космический дом» проводила уроки-исследования, где через постановку проблемной ситуации решала задачу развития мыслительных операций.
Свои наблюдения учащиеся оформляли в виде альбомов, рефератов, а также в виде презентаций с участием учителя. Весь материал был хорошей методической копилкой для уроков по окружающему миру.
Проведение на уроках по окружающему миру мини-исследований, экспериментов, исследований, доказывает, что в процессе такого учения каждый чувствует себя личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию знаний.
Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время
Наряду с коллективными исследованиями, которые начинают занимать иногда уже весь урок или экскурсию, стала практиковать индивидуальные исследования во внеурочное время. Именно здесь пригодился весь опыт, накопленный ранее на уроках.
Наблюдая за детьми в процессе работы, я заметила, что есть дети, которые отказываются заниматься исследовательской деятельностью. Побеседовав, я выяснила причины их отказа: они боятся представить свою работу, теряются при выступлениях. В связи с этим мною была проведена в 4 классе (2015г.) диагностика личностных особенностей учащихся, целью которой было: выявление психических состояний и свойств личности; исследование самооценки; исследование тревожности, связанной с учебными ситуациями.
Работа проводилась в сентябре, форма работы – групповая и индивидуальная. С учащимися был проведён тест, на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской работой. В результате исследования проблем, мешающих учащимся выступать перед аудиторией с защитой своей работы, представляется возможным распределить учащихся по группам.
На выявление личностной тревожности была применена методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина «Шкала тревожности». В результате диагностики мною были выделены группы, в зависимости от уровня их тревожности. Учащимся с высоким уровнем тревожности, предоставлялась возможность защитить свою работу на уроке, перед своими товарищами. Учащиеся с низким уровнем тревожности выступали перед широкой аудиторией: родителями, учителями, учащимися школы, общественностью.
Индивидуальные и творческие способности учащихся нашей школы, а также стремление отдельных детей и их родителей к активной творческой деятельности позволили участвовать в региональном конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь». Особую роль в развитии основных умений и навыков исследовательского поведения играет работа не только с детьми, но и с родителями. Они с огромным интересом восприняли поставленную задачу, направленную на развитие исследовательских умений и навыков детей.
Заинтересованность родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников при работе над проектом. Дети выбрали тему, которая была интересна им, которая была выполнима и приносила реальную пользу не только участникам исследования, но и другим детям.
С учителем, детьми и родителями учащихся были определены цели, задачи и этапы исследований. С учётом практической деятельности исследовательской работы была определена его структура, план действий, который состоял из следующих блоков:
1. Информационно-пропагандистский.
2. Практико-исследовательский.
3. Творческий.
Каждый блок отражал деятельность в определённом направлении. По данной структуре выполнялась планомерная теоретическая, практическая и исследовательская деятельность, проводился анализ, диагностика, делались выводы по проведённым экспериментам, опытам, наблюдениям. Работа по каждому блоку велась в тесном сотрудничестве учителя, родителей и учеников.
Подготовительный этап (информационно-пропагандистский блок) включал в себя работу по направлениям: сбор и изучение материалов, оформление информации по теме проекта. Весь собранный материал по этому блоку дети зафиксировали в своих личных дневниках.
На основном этапе (практико-исследовательский блок) были проведены работы по таким направлениям:
практические мероприятия по данной теме,
исследовательские наблюдения.
На заключительном этапе (творческий блок) учащиеся сделали выводы и оформили данный проект. Собранный опытно-экспериментальный материал они систематизировали, эстетически оформили, дополнили фотоматериалами, таблицами, диаграммами и представили в виде презентации на общешкольной конференции, а затем и на региональном конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь».
5