СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции "Основные методы и приемы, используемые на занятиях и в дидактических играх с детьми раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции

Основные методы и приемы, используемые на занятиях и в дидактических играх с детьми раннего возраста

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции "Основные методы и приемы, используемые на занятиях и в дидактических играх с детьми раннего возраста"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Алиса» города Димитровграда Ульяновской области»


Пайдутова Елена Николаевна

воспитатель



Выступление на конференции

Основные методы и приемы, используемые на занятиях и в дидактических играх с детьми раннего возраста


Планомерность обучения – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития. Так с более старшими детьми объяснение на занятиях проводиться не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала. Для детей в возрасте 2-3 лет число занимающихся в подгруппе может быть одновременно 6-8 человек. Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое.

Эстетическая сторона занятий определяется во многом качеством приготовленного дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость.

Тематической планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчик и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшест­вовать наблюдение за освещенными окнами домов.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на груп­пировку однородных предметов по различным сенсорным качест­вам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразитель­ной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомле­ние детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойства­ми — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить системати­чески. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закреп­ления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной дея­тельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразитель­ной деятельности и других.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необ­ходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механи­ческому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

С детьми старше 1 г. 6 мес. — 1 г. 8 мес. каждое занятие про­водится 1 раз. Однако не следует думать, что с этого возраста при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявле­ние одних и тех же задач предусматривается на новом ма­териале. Это обеспечивает умственную активность детей на за­нятиях.

Первоначально малышам дают задания на группировку пред­метов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют пред­меты круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняют­ся цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внут­ри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко про­сматривается постепенность их изменения. При проведении каж­дого занятия основным методом является непосредственный по­каз предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом при­надлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую ин­струкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного вос­приятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере не­обходимости дифференцированную помощь.

В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, ока­зывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.

Изменение методов обучения от занятия к занятию происхо­дит в плане использования более или менее развернутой инструк­ции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инст­рукция используется воспитателем довольно часто. Так, при груп­пировке предметов по величине ребенку предлагают:

посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;

снова посмотри на свой предмет;

найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

покажи его воспитателю;

положи свой предмет рядом с образцом.

При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:

посмотри внимательно на свою игрушку;

теперь посмотри, какие у меня игрушки;

где у меня такая же игрушка, как твоя;

положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция посте­пенно может оказаться совсем свернутой:

возьми предмет;

посмотри на мои игрушки;

положи свою игрушку вместе с моей такой же.

Многим детям начиная с 1 г. 9 мес. — 1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопро­сов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно.

Особый такт должен проявляться при планировании индиви­дуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидакти­ческим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отры­вать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цве­та. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и скла­дывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету).

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Кри­терием может служить оценка уровня самостоятельности их вы­полнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с пери­одической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, ис­правлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные пред­меты и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо по­ложить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качест­венно усвоить задания.

Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэле­ментного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или прос­то мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно про­следить успехи детей от занятия к занятию.

Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно-психического разви­тия детей или степень их организованности (под степенью ор­ганизованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выпол­нять его инструкцию и т. д.).


Основным методом организации игр-занятий является пробуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрешки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаикой - к концу второго года жизни).

Именно деревянные игрушки нужны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.