СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Особенности учебной деятельности у учащихся с речевыми нарушениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Особенности учебной деятельности у учащихся с речевыми нарушениями»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Особенности учебной деятельности у учащихся с речевыми нарушениями»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Карабаева Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов


Выступление на конференции «Особенности учебной деятельности у учащихся с речевыми нарушениями»


Полноценная речевая деятельность является необходимым условием гармонического развития психики ребенка. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с окружающими нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами. Они ограничивают формирование представлений, понятий, затрудняют усвоение чтения и письма. Некоторые нарушения речи лишают ребенка важнейшего средства саморегуляции. Изменения характера, нередко возникающие как реакция на дефект, порой усугубляют отрицательное влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.


Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и аномальном развитии.

При рассмотрении связей между нарушениями речи и другими сторонами психики отмечается отрицательное влияние речевой недостаточности на формирование отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью.

Речевое общение принадлежит к сложным видам деятельности, вы­полнение которой требует не только умственных, но и эмоциональных усилий. Формирование этой способности связано с овладением регуляторными механизмами, произвольным вниманием, гибкостью переключений и другими свойствами психики, отличающимися большим индивидуальным своеобразием.


Практика показывает, что у детей с речевой патологией отмечается снижение показателей, характеризующих уровень мыслительных процессов. Детальное обследование выявило нарушение слуховой кратковременной памяти у 40% детей, механической и логической памяти у 48% детей, зрительной памяти у 88% детей, логического мышления у 43% детей.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.


Как известно, с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности ребенка. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, осуществляемая под руководством учителя. Таким образом, в школе ребенок встречается с новым видом не только общения, но и деятельности.

К концу дошкольного возраста у ребенка развиваются психологические предпосылки к овладению умениями и навыками учебной деятельности:

1) наблюдательность

2) способность к переключению

3) самоконтроль

А также формируется коммуникативная готовность к обучению. Последняя, как установлено современными исследованиями является необходимым условием всякого организационного обучения и важной предпосылкой для перехода к полноценной учебной деятельности. Проведенное в начале года изучение первоклассников с речевой патологией выявляет недостаточную сформированность этих предпосылок.


Таким образом, становится ясно, что те трудности, с которыми сталкиваются дети с речевой патологией при усвоении программного материала общеобразовательной школы по русскому языку и чтению, обусловлены не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебными навыками.


Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с речевой патологией. Своеобразие индивидуальных особенностей внимания, памяти и т. д. у детей с речевой патологией возникает вследствие аномального развития речи. Степень выраженности этих проявлений различна и зависит от уровня компенсаторных возможностей.


Особенности учебной деятельности детей с речевой патологией:

1) неустойчивость внимания

2) пониженная работоспособность

3) недостаточная целенаправленность деятельности

4) низкий уровень самоконтроля (медлительность, расторможенность)

5) слабость ее речевой регуляции


Характерные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; а у других детей сосредоточение внимания наступает лишь после того, как они приступили к деятельности, а у третьих - отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспо­собность на протяжении всего времени выполнения задания.



Наблюдение за учебной деятельностью детей с речевой патологией показывает что у них низкий уровень потребности в самопроверке, связанной с выполняемой работой, а также низкий уровень развития навыков самоконтроля как в процессе деятельности, так и после ее окончания.


Поскольку ведущим видом деятельности для школьников является учебная, изучение ее особенностей проводилось в ходе выпо­лнения детьми специальных заданий, осуществляемых на учебном программном материале, а также путем наблюдения за детьми на уроках.

В результате изучения удалось установить, что одной из самых характерных особенностей деятельности детей младшего школьного возраста с речевой патологией является ее неустойчивость. Это выражается в повышенной отвлекаемости от основного занятия, рассеивании внимания.


Большие затруднения испытывают учащиеся при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой. В процессе урока дети не улавливают смены задания.


Наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужих работ. Эти дети испытывают определенные трудности в процессе взаимоконтроля.


Для детей с речевой патологией характерно пониженное наблюдение к языковым явлениям, несовершенный набор речевых средств.

Ребенок с речевой патологией не в состоянии с равной сте­пенью внимания и сосредоточенностью проводить осознанные наблюдения над фонетическими, морфологическими и синтаксическими признаками.

Характерные для учащихся с речевой патологией неустойчивость деятельности, слабость переключений, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на общей организованности детей. И действительно, большинство детей с речевой патологией испытывает определенные трудности при организации собственной деятельности, что выражается очень разнообразно. У некоторых де­тей отмечается трудность «вхождения» в работу. Такие учащие­ся производят на первых минутах работы много лишних, ненужных манипуляций, отодвигающих начало деятельности (поиск карандаша, перекладывание тетрадей с места на место).

Неустойчивость деятельности проявляется и дома. Дети не сразу садятся за уроки, без учета времени играют и т. д. Вследствие этого некоторые из детей тратят много времени на приготовление уроков.


Приемы упорядочения учебной деятельности

(формирование устойчивости и способности к переключению)


1) Упражнения на списывание с последующим усложнением (увеличение объема текста, увеличение требований в заданиях, введение элементов творческой работы: деформированные предложения, деформированный текст).

2) Прием изменения формулировки задания.

3) Деформированные тексты.

4) Графические диктанты.

5) Ученик в роли «контролера».

6) Выборочные диктанты.

7) Творческие работы (изложения, сочинения со специальными граммати­ческими заданиями).

8) Задания, выполнение которых ограничивается определенным временем.

9) Работа с раздаточным материалом (развитие навыков самостоятельной работы).

10) Использование различных схем, заданий, в которых определяется ход рассуждений, последовательность действий.

11) Заучивание стихотворений (развитие навыков самоконтроля).

12) Четкость формулирования задания учителем, предварительное объяснение задания, обязательное выделение учебных заданий.


Таким образом, из сказанного выше вытекает вывод, что преодоление речевых нарушений должно предусматривать еще и нормализацию учебной деятельности, формирование ее устойчивости.


У учащихся с речевой патологией необходимо

1) развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению:

- устойчивость внимания

- наблюдательность к языковым явлениям

- способность к запоминанию

- способность к переключению

- навыки и приемы самоконтроля

- позновательная активность

- произвольность общения и поведения


2) формировать полноценные учебные умения:

- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи, активное осмысление материала, выделение главного в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели)

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться приемами самоконтроля)

- работа в определенном темпе

- применение знаний в новых ситуациях

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности


3) развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме

- умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя


4) формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные

ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с заданием

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии

- ответы двумя - тремя фразами по ходу и итогам учебной работы

- применение инструкции (схемы) при подготовке раз-ввернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы

- употребление усвоенной учебной терминологии в высказываниях

- обращение к учителю или товарищу за разъяснением

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии

- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов урока

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы

- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей

- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба и т. д.)

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)


Таким образом, наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений, открывается возможность воздействовать на те или иные осо­бенности психики, прямо или косвенно мешающие нормальному функци­онированию речевой деятельности.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!