СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»



Королева Альфия Камильевна,

воспитатель


Выступление на конференции по теме «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»


Изучив теоретические исследования педагогов Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, Я. М. Коменского, Е.И. Водовозова, М.К. Боголюбской, В.В. Шевченко, И.В. Шайдуровой, О.И. Давыдовой, пришли к выводу о том, что лучшим средством развития речи детей младшего дошкольного возраста являются малые формы фольклора. 

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т.д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям. 

В статье 2 Закона «Об Образовании РФ» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В реализации данных задач прекрасным подспорьем может стать фольклор. 

В статье 14 Закона «Об Образовании РФ» отмечается, что содержание должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. 

В Федеральных Государственных Требованиях (Приказ № 655 Минобрнауки РФ) одними из основных требований к содержанию основной  общеобразовательной программы в дошкольном возрасте являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями. 

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. 

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства и подтвердила важные положения. 

Первое: обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод, гуманизация воспитания с первых лет жизни. 

Второе: малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. 

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особенное отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. 

Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка. 

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чём они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.  

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребёнка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребёнка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации. Малые формы фольклора прекрасно подходят для решения этой задачи, т.к. ребёнку, слушая и повторяя потешки, прибаутки, приходится представлять то, о чём идет речь в тексте. 

Активизируя достижения теории и практики, я пришла к осмыслению того, что проблема обучения речи детей раннего возраста остается недостаточно разработанной. Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему моей работы. 

Цель:выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей раннего возраста. 

В основе моей работе была положена гипотеза, если в систему работы по развитию речи активно будут использоваться малые формы фольклора, то уровень речевого развития детей повысится. 

В соответствии с целью и гипотезой решались следующиезадачи: 

– изучить психолого-педагогическую литературу; 

– выявить уровень развития речи детей раннего возраста; 

– создать комфортные условия для развития речи детей раннего возраста, с использованием малых форм фольклора. 

Теоретическая значимостьзаключается в том, что в ней определены содержание, формы и методы использования по теме.  

Практическая значимость – содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора.  

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет ребёнка, радует, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а так же у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, только называли её персонажей. Навыки речевой деятельности детей были развиты слабо. Я поставила перед собой задачу – использовать малые формы фольклора для развития речи детей. 

Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, прибаутки, диалоги сказок, тактично, с чувством меры, с учетом доступности и восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использую малые фольклорные формы в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с мамой я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: 

Петушок, петушок 

Золотой гребешок…. 

Или 

Киска, киска, киска брысь 

На дорожку не садись….. 

Или 

Вот собачка Жучка 

Хвостик закорючка… 

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: 

Этот пальчик – дедушка, 

Этот пальчик – бабушка, 

Этот пальчик – папочка, 

Этот пальчик мамочка, 

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. 

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых форм дети быстро запоминают: 

У сороки заболи, 

У вороны заболи 

А у Лерочки заживи. 

Или 

Кто у нас хороший? 

Кто у нас пригожий? 

Сашенька хороший, 

Сашенька пригожий. 

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. 

При умывании: 

Водичка, водичка умой моё личико…. 

Знаем, знаем да-да-да 

Где ты прячешься вода! 

Выходи водица! 

Мы пришли умыться! 

От водички, от водицы 

Или 

Всё улыбками искрится 

От водички, от водицы 

Веселей цветы и птицы! 

Катя умывается, 

Солнцу улыбается! 

При расчесывании: 

Расти, коса, до пояса, 

Не вырони ни волоса. 

Расти косонька до пят, 

Все волосоньки в ряд… 

Во время приёма пищи: 

Умница, Варенька, 

Ешь кашку сладеньку, 

Вкусную, пушистую, 

Сладкую, душистую. 

Это ложка 

Это чашка 

В чашке – гречневая кашка. 

Ложка в чашке побывала 

Кашки гречневой не стало. 

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. 

Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций (Ю. Васнецова), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. Объясняю детям значение новых слов, услышанных в потешке, хорошо, когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «Киска», «Конь», «Козлик», «Курочка», «Котик», «Коровушка» и т.д. 

Использую дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?». Провожу словесные игры по мотивам народного творчества: например «про сороку» (читаю потешку, а дети отображают её содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. «Подарки» – дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» – достают из коробочки игрушки или картинки по знакомым потешкам. 

Предлагаю детям настольно-печатные игры по мотивам этих произведений. («Парные картинки», «Подбери такую же картинку», «Лото», «Разрезные картинки»). 

Провожу игры – инсценировки: например: «Курочка – Рябушечка на реку пошла». 

«Живые картинки» – при чтении потешки «Сорока – Белобока» предлагаю детям встать друг за другом, раздаю им кашу, а самому последнему – нет! И читаю: «А ты постой, вот тебе горшок пустой!» т.е. сопровождаю потешки действием. 

Использую потешки, поговорки, заклички во время прогулки, обращаю внимание детей на время года и состояние погоды, чтобы прогулки проходили более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц. 

Предлагая детям потешку, добиваюсь того, чтобы дети не только хорошо читали её, но и умели обыграть, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком говорится в потешке. 

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому звукопроизношению. С помощью малых форм фольклора я решаю практически все задачи по развитию речи и наряду с основными методами и  приёмами речевого развития детей считаю нужным использование этого богатейшего материала словесного творчества таким образом. 

Опыт народа показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А так же дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. 

Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, использование в работе малых фольклорных форм, помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать под ритм произношения потешек, прибауток, пестушек, закличек т.е. всесторонне развивает ребёнка.  

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. 

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. 

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались мной в интегрированной форме, как на НОД, так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах: 

– на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; 

– интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); 

– активного включения детей; 

– максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды. 

В процессе работы: 

– у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в сюжетно-ролевых играх потешки, прибаутки; 

– налажена взаимосвязь в работе с родителями по использованию малых форм фольклора в развитии детей в семье. 

Проведение консультаций для родителей на темы: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте», «Развитие образной  речи детей средствами малых форм фольклора», «Русский фольклор в раннем возрасте». Оформлен наглядный стенд «Разучим вместе» с печатными рекомендациями, в котором периодически меняется материал, выпускаются буклеты, предлагающие родителям подобранные по темам потешки, загадки и т.д. (для засыпания, умывания, и др. режимных моментов). Пополняется постоянно действующая рубрика «Не забудьте взять с собой». 

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи по развитию речи детей и наряду с основными методами и приёмами речевого развития можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. 

Работая с малышами, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру – занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создаваемые русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. 

В дальнейшем планирую продолжать работу по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста.