МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 Г.ДИМИТРОВГРАДА
Кочнева Анастасия Владимировна,
преподаватель
Выступление на конференции по теме «Игровые методы активизации познавательной активности на уроках музыки»
Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели.
Карл Орф
В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития подлинной любви и глубокого интереса к музыке. Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях сольфеджио, не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося.
Создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нем способность
воспринимать музыку, проникать в её содержание, обогащение музыкально-
интеллектуального кругозора детей, активизация познавательной
деятельности на уроках сольфеджио – эти цели встают перед преподавателем
сольфеджио с самого начала. Достижение этих целей позволит вызвать
заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех
последующих задач. Задача данной работы – дать представление о
различных методах работы на уроках сольфеджио в младших классах
музыкальной школы, способными поддерживать у них постоянный интерес
предмету сольфеджио.
Актуальность настоящей работы объясняется тем, что в современном мире
признана важность владения основами музыкальной грамоты, навыками
слушания музыки и понимания музыкального языка для формирования
гармонично развитой человеческой личности.
Принципы и методы музыкального воспитания.
Сольфеджио, как и другие музыкальные дисциплины, изучаемые в детской
школе искусств, направлено на музыкальное воспитание учащихся, и должно
основываться на ряде принципов, которые вполне могут считаться общими
для всего процесса обучения музыке. Таковыми являются:
- принцип художественности;
- принцип связи музыки с жизнью;
- принцип подобия и контраста;
- принцип интереса, увлеченности;
- принцип художественно-образного мышления как основы восприятия
музыки.
- концентрический характер обучения (постоянное возвращение к
пройденному материалу на новом этапе), отсюда вытекает обязательное
повторение материала, его усложнение.
На эти принципы указывает программа для подготовительного класса И.
Домогацкой. Благодаря этим принципам музыкальное развитие ребенка идет
по нарастающей линии, преемственность в обучении дает возможность
обеспечить последовательное развитие ученика.
С этими принципами тесно связаны методы, которые могут обеспечить
плавный переход от игровой деятельности детей к учебно-познавательной,
позволяя добиваться наиболее высоких результатов, используя материал его
повседневной работы и опираясь на особенности детского мышления,
которые могут стать стимулом развития творческих способностей ребенка.
Одно из таких качеств - образность мышления, свойственная детям. Эта
ценнейшая возрастная особенность ученика заслуживает пристального
внимания педагога, особенно в преподавании музыки, так как в этой сфере
деятельности образное мышление человека играет важнейшую роль.
Игровые методы активизации на уроках сольфеджио.
Музыкальная игра для детей - серьезная деятельность: и по характеру задач и
результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для
личности ребенка. Давно и широко известно, что в интересной игре дети
могут овладеть многими сложными понятиями, которые в другой,
необразной форме ими усваиваются с трудом или вообще не
воспринимаются. Поэтому игровые ситуации являются неотъемлемой частью
урока.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на
различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно
определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей
в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое
своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и
возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
- обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;
процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
- учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при
этом значительных моральных издержек;
- развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Приведу один пример музыкальной игры на развитие чувства метроритма.
Зевака-торопыга. Игра из пособия по ритмике Е. Конорова.
Ход игры: все дети становятся в круг. Им предлагается прослушать мелодию,
в основе которой — несложный (лучше повторяющийся) ритмический
рисунок. В качестве примера автор пособия рекомендует взять русскую
народную песню “Как у наших у ворот” (можно исполнить ее с
аккомпанементом и спеть со словами). После прослушивания все вместе
прохлопывают ритм песни с названием слогов (||: ти-ти, ти-ти, ти-та та :||).
Затем выученная ритмическая формула песни исполняется по одному хлопку
— по очереди каждым ребенком. Тот, кто опаздывает с хлопком (зевака!) или
спешит и хлопает раньше срока (торопыга!), выходит из круга. Игра
продолжается до тех пор, пока не определится один победитель.
Наряду с играми возможно использование заданий в игровой форме, которые
занимают меньшее количество времени на уроке, поэтому возможно
использовать несколько различных заданий в течение одного урока.
Учащиеся, особенно младших классов, очень любят такие формы работы.
Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную
игру, если учитель соответствующим образом сформулирует задачу.
Например, задание “определить по ритмическому или мелодическому
рисунку знакомую песню” можно преподнести так: “отгадайте загадку - что
за песенка записана на доске? Устный диктант (исполнить мелодию голосом
или на инструменте, либо показать движение мелодии по “лесенке”) можно
представить в виде игры “Выручи из плена”: если ученик ошибается, то ему
на помощь спешат другие. Учащиеся не боятся участвовать в таких заданиях,
не боятся ошибаться. При этом от урока к уроку точность исполнения растет,
как и приобретенный музыкально-слуховой опыт.
Начальный
этап
обучения
музыки
самый
ответственный.
Цель
его
заключается в создании фундамента, на котором построится все дальнейшее
развитие ученика и духовное овладение музыкой.
Музыкальное развитие и воспитание творческой личности музыканта
успешно будет осуществляться при комплексном подходе в обучении.
Комплексный подход в образовательном процессе ДШИ на начальном этапе
обучения
включает
следующие
дисциплины:
сольфеджио,
ритмику,
фортепиано.
Комплексное
развитие
осуществляется
при
выполнении
главного условия, а именно – на всех предметах достигается единая цель и
решаются единые поставленные задачи. При комплексном подходе удается
эффективно построить процесс обучения, сделать его наиболее доступным
для ребенка, наиболее удобным для восприятия учебного материала,
максимально облегчить процесс усвоения и запоминания предмета.
Систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на
интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных
музыкальных инструментах, разработал ранее немецкий педагог и музыкант
Карл Орф. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», - говорил Орф, - «задача
педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление…
Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей
деятельности ребенка».
Учебной программой ДШИ предполагается обучение детей по классу
фортепиано с 5 - 6 лет. Учитывая особенности данного возраста ученика, а
это - неусидчивость, невнимательность, быстрая утомляемость, педагогу
необходимо так построить продуктивно урок, чтобы все тридцать минут
ученик был вовлечен в процесс мышления, был заинтересован и активен.
Одной из характерных черт детской психологии является мышление в
конкретных
образах.
Объяснение
музыкальных терминов
и
приемов,
довольно абстрактных для детского восприятия, нужно проводить на
примере образов и явлений, хорошо знакомых ребенку из его собственного
опыта. Использование развивающих игр на занятиях способствует решению
данной проблемы, так как игра является ведущим видом деятельности в
детском возрасте.
Очень важной частью работы в классе фортепиано является развитие мелкой
моторики. В настоящее время помогают решить педагогическую задачу
«пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» - это инсценировки каких-либо
рифмованных историй, сказок, декламация стихов при помощи пальцев.
Многие игры требуют участия обеих рук. Игры эти очень эмоциональны,
увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира -
предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе
«пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, активизирует
моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять
своими
движениями,
концентрировать
внимание
на
одном
виде
деятельности. «Истоки способностей и дарований детей находятся на
кончиках пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Мелкая ручная моторика
взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание,
мышление,
оптико-пространственное
восприятие
(координация),
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим
наружу головным мозгом».
Исполнительские навыки специалиста помогают при таких работах на уроках
сольфеджио, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к
мелодии, а это, в свою очередь, дает себя знать при чтении с листа и подборе
по слуху на уроках по специальному фортепиано. На начальном этапе
обучения очень важно обращать внимание ребенка на интонацию. Дети,
чисто интонирующие, приученные слушать, соответственно слышат и себя за
инструментом.
Наряду с учебно-развивающими задачами предмет «Ритмика» помогает в
полной мере решать проблему комплексного развития в музыкальном
образовании. Здесь и слушание музыки, и элементарная теория музыки
(начальное сольфеджио), и навыки вокально-хорового пения, и развитие
мелкой моторики и всего аппарата будущего инструменталиста. В процессе
занятий широко используются игры на развитие музыкального мышления,
внимания,
памяти,
чувства
ритма,
координации
движений.
Так
же
развивающие игры помогают ученику ориентироваться в музыкальных
формах.
Итак, обучение музыке на начальном этапе в комплексе предметов
фортепиано, сольфеджио, ритмики всесторонне воздействует на развитие
ребенка - оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и
воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные
способности, важные для любой сферы будущей деятельности ребенка.
Литература:
1. Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа
(сборник статей, пер. с немецкого). - Л.: Музыка, 1970.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань,
1996.
Заключение.
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что игровые методы
работы на уроках сольфеджио способствуют:
- освоению предметного материала и снятию психологического напряжения,
созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
- развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового
взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к
познанию, переживанию, активному действию;
- творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию
возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества;
- активизации внимания учащихся;
- дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми.
Литература
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио / Л. Абелян. — Классика XXI, 2005 г.
– 56 с.
2. Андреева, М., Конорова, Е. Первые шаги в музыке. Метод. Пособие /
М.Андреева, Е. Конорова. — М. Музыка, 2013. – 152 с.
3. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. / Л.Н.Алексеева -
М.: Мос. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2004. — 48 с.
4. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке / Н.
Бергер.— СПб. Каро , 2004. – 368 с.
5. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки. / И.Е. Домогацкая – М.,
Классика XXI, 2011. – 144 с.
6. Иванчикова О.C. Свободные вариации на тему нетрадиционные
методы музыкального воспитания. / О.C. Иванчикова. - Симферополь,
2005. - 126.
7. Калугина М., Халабузарь П. “Воспитание творческих навыков на
уроках сольфеджио”. Методическое пособие для ДМШ. / М.Калугина ,
П.Халабузарь - Москва, 1989 г. – 121.с.
8. Конорова Е.В. “Методическое пособие по ритмике”. / Е.В. Конорова –
М., “Музыка”, 1972. - 120 с.
9. Огороднова-Духанина Т. В. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.
Учебное пособие для младших классов детской музыкальной школы. /
Т.В. Огороднова-Духанина - С.-П., “Композитор” 2008 г. – 254 с.
10.Чустова Л.И. “Гимнастика музыкального слуха”. Учебное пособие по
сольфеджио для детских музыкальных школ и детских школ искусств. /
Л. И. Чустова. - Москва: Владос, 2003. -165 с.