Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в городе Димитровграде»
Тивилева Ольга Валентиновна,
воспитатель
Выступление на конференции по теме «Проектная деятельность с подростками в условиях реабилитационного центра»
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, - будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть дети, которые требуют особое внимание к себе. Это – дети сироты, беспризорники, дети правонарушители и другие. Такие дети всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется целый комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении: не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающими в образовательных учреждениях и нигде не работающими?
Современное общество понимает необходимость совершенствования воспитательной работы с детьми и молодежью.
Целью деятельности центра является оказание экстренной помощи, социальной поддержки детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, детям и подросткам, находящимся в социально-опасном положении, подросткам, освобожденных из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и воспитательно-трудовых колоний, организация их временного проживания, оказание правовой помощи, проведение дальнейшего жизнеустройства.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать воспитательный процесс, взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Дети сегодня другие, и роль воспитателя также должна быть другой ( тьютерской, например). Как организовать воспитательный процесс через желание? Как социализировать воспитанника, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы воспитания. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технология обучения и воспитания.
Учитывая проблемы, изложенные выше, актуальность творческого отчета не вызывает сомнения.
Цель: Теоретически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
Описать проблемы населенного пункта, на решение которой направлен проект.
Разработать основные этапы реализации проекта.
Выделить показатели оценки результативности.
Апробировать проект.
Объект: группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами
Предмет: проектная деятельность как эффективная форма процесса адаптации и социализации подростков.
Гипотеза: одной из эффективной формой работы с подростками является проектная деятельность, которая обеспечивает положительную динамику нравственной самооценки личности.
Практическая ценность творческого отчета заключается в том, что создание подросткового отряда по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения позволяет:
- решить проблему занятости не менее 30 несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- ускорит процесс адаптации и социализации подростка центра;
- позволит сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, организовать досуг подростков.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовала различные методы исследования:
- Теоретический анализ психолого-педагогической, социалогической, социально-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
- Тестирование.
- Диагностирование.
- Педагогическое наблюдение.
- Индивидуальные беседы с детьми, родителями, специалистами.
1. Теоретические основы проблемы проектной деятельности как эффективной формы работы с подростками.
1.1 Современные подходы к вопросам понятия о проектной деятельности.
Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям. Ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать воспитанникам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей воспитанников. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем. Поскольку обязательным условием реализации метода проектов в центре является решение воспитанниками собственных проблем средствами проекта, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.
В европейские языки слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В данной деятельности цель воспитанника должна быть связана с изменением реальности, подросток должен выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель воспитателя - формирование ключевых компетентностей воспитанников, а алгоритм ее достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты воспитанников, и сопровождении проектной деятельности подростков.
«Метод» в данном случае является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания.
В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов всегда предполагает разрешение воспитанниками какой-то проблемы. Разрешение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой - необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей.
Результаты выполненных проектов, которые получают воспитанники, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая -конкретный продукт, готовый к использованию. Результатом, с позиции педагога, является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует воспитанник в ходе проектной деятельности.
Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий по разрешению значимой для подростка проблемы; под методом проектов - технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника по разрешению проблем.
1.2. История применения проекта.
Метод проектов возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», т.е. такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно к этому знанию. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
У.Х. Килпатрик, автор получившей широкую известность работы «Метод проектов», развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего
Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога СТ. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века; в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» - и в рамках такого проекта изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики; «Уничтожим кулачество как класс!» - и в истории, географии, философии выискивании, и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта.
В советской школе предпринимались попытки модифицировать метод проектов, когда он сочетался с принципами даль-тон-плана и коллективной работой учащихся. Эти попытки нашли выражение в форме бригадно-лабораторного метода. На базе крупных «единиц работы» (целенаправленной деятельности детей), на основе жизненных ситуаций или проектов строилась комплексная система обучения.
Принято считать, что мотивация учеников при таком обучении была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимый объем систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден. Здесь уместно напомнить тезис о том, что для достижения определенного результата необходимы соответствующие ему технологии. Метод проектов столь же плохо приспособлен для формирования систематических знаний основ наук, сколь классический урок плохо приспособлен для формирования ключевых компетентностей учащихся.
В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, но он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.
Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при разрешении естественной, жизненной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для разрешения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Запрос на ключевые компетентности как новый результат образования придал новый смысл развитию данной педагогической технологии. Метод проектов позволяет педагогу сформировать педагогическую ситуацию, в которой воспитанник ставит свою цель и достигает ее, организуя собственные и привлеченные (внешние) ресурсы. Другими словами, это ситуация, в которой воспитанником осуществляется деятельность. Специфика ключевых компетентностей как раз и состоит в том, что они формируются и проявляются в деятельности.
Ключевыми компетентностями принято считать:
Компетентность в постановке и решении проблем позволяет принять самостоятельно ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Коммуникативная компетентность позволяет получать необходимую информацию от других людей, убеждать, влиять на принятие решений, на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.
В соответствии с ФГОС, в целях достижения результатов образования, соответствующих потребностям рынка труда, Правительство Самарской области принимает постановление № 24 от 19.05.2004 г., об утверждении «Концепции компетентностно - ориентированного образования в Самарской области». И рекомендует учреждениям общего образования использовать положения Концепции в деятельности образовательных учреждений, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся. Формирование ключевых компетентностей стало приоритетной задачей региональной системы образования.
В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках социально-педагогических систем, сделан акцент на освоение воспитанниками ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен. Не только в образовании, но и в условиях СРЦ решили использовать проектную деятельность как эффективную форму работы с подростками. Подробнее описание реализации проекта будет изложена в главе 2.
2. . Особенности построения проекта, направленный на ускорение процесса адаптации и социализации подростка в центре.
2.1. Проект как мотивация к познанию.
Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей воспитанника. По определению В. Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли; фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем - к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями.
Детская субкультура - огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. На основе анализа работ отечественных ученых (А. Запорожец, Д. Эльконин, М. Лисина, Г. и Е. Кравцовы и др.) Н. Поддьяков (1996) выделил два типа детской активности: 1) собственную активность ребенка, полностью определяемую им самим, его внутренним состоянием; 2) активность ребенка, стимулируемую взрослым.
Из многочисленных исследований (О. Газман, В. Бедерханова, Н. Крылова, А. Савенков, Д. Фельдштейн и др.) и опыта работы педагогов дошкольных учреждений известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, самодвижения - иначе говоря, удовлетворение потребности ребенка в конструировании собственного мира детства способствует развитию его творчества. Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насилъственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Внимательное отношение к миру детей известного ученого А. Эйнштейна позволило ему заметить, что детям нужны воспитание радостью, живые образы в противовес навязанной бездарными педагогами скуке. В начале 30-х годов XX века в беседе с Н. Сац он заметил: «... дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни.
Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Наш современник психолог Д.И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их содеятельности, сотворчества позволят найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития (при сохранении индивидуальности каждого субъекта культуры). Таким источником, на наш взгляд, может стать творческий проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы сверстников.
Иными становятся отношения с взрослыми: ребенок реже обращается к ним с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. Развиваются самоконтроль и самооценка - дети способны достаточно адекватно оце
нивать как собственные поступки, так и поступки сверстников.
2.2. Этапы проектной деятельности
( источник Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина,О.В. Чуракова).
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Более подробно содержание деятельности учителя и ученика будет рассмотрено нами при изложении содержания отдельных этапов работы над проектом.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строят точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
Моделирование идеальной ( желаемой )ситуации
Анализ реальной ситуации
Определение и анализ проблемы
Анализ имеющийся информации
Определение потребности в информации
Сбор и изучение информации
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Постановка цели проекта
Определение задач проекта
Определение способа решение проблемы
Анализ рисков
Пошаговое планирование работ
Анализ ресурсов
Планирование продукта
Определение потребности в информации
Сбор и изучение информации
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Выполнение плана работ
Текущий контроль
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
Предварительная оценка продукта
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
Презентация продукта
5. КОНТРОЛЬНЫЙ
Анализ результатов выполнения проекта
Оценка продукта
Рефлексия
Оценка возможности продолжения проекта
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
В процессе определения рамок проектного замысла подросток не всегда осознанно останавливается на той или иной проблематике или ситуации, в рамках которой он испытывает неудовлетворенность. Необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему.
воспитанник | воспитатель |
- Принимает в составе группы | - Фасилитирует: |
(или самостоятельно) решение | Проблематизирует высказыва- |
по поводу ситуации, которая будет | ния (или действия) воспитанника. |
изменена при реализации | Использует проблемное изложение |
проекта, и аргументирует свой | изложение |
выбор. | Мотивирует подростка к обсуждению |
- Определяет свои потребности, | |
интересы, представления | Обеспечивает процесс группового |
о должном и заявляет о них. | обсуждения |
- Осуществляет поиск источников | Задает вопросы, нацеленные |
информации, сбор и обработку | на продвижение воспитанника. |
информации, позволяющей | |
описать желаемую и реальную | - Информирует: |
ситуации. | Предлагает схемы анализа. |
- Описывает и обосновывает же- | Предлагает источники инфор- |
лаемую и реальную ситуации. | мации по запросу воспитанника. |
- Ищет противоречия между же- | - Наблюдает (оценивает): |
лаемой и реальной ситуацией. | За процессом и содержанием |
- Формулирует проблему | группового обсуждении. |
| За действиями воспитанника но |
-Проводит анализ проблемы | время консультации |
| |
| - Предлагает (корректирует): |
| Формулировку проблемы. |
Пример. Проблема: Нас заставляют есть больше овощей, так ли уж они полезны?
Это не проблема, а вопрос. В отличие от проблемы вопрос требует не действия (проекта), а ответа, т.е. познавательной деятельности (возможно, самостоятельной).
Цель: Выяснить, полезны овощи или нет.
Это познавательная задача, а не цель проекта. В рамках проекта, действительно, надо много узнать, но это не может быть самоцелью. Узнать надо для того, чтобы как-то что-то изменить в реальной ситуации, чтобы она соответствовала представлению о должном. Пути устранения такого рода ошибок лежат за вопросами.«Почему тебе важно это узнать?», «Что ты будешь делать, получив ответ на свой вопрос?» и т.п.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
На этом этапе проектной деятельности воспитанник определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы. Так же, как на поисковом этапе, здесь осуществляется работа воспитанника с информацией.
По окончании этапа воспитанник должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достижения цели. Поэтому задачи типа «изучить литературу и выбрать схему для изготовления охранного устройства «пасечный сторож»» недопустимы. Воспитанник должен это выяснить на аналитическом этапе. При этом было бы неплохо, если бы он изучил и сопоставил схемы различных сигнальных устройств, чтобы убедиться в правильности своего решения использовать именно «пасечного сторожа».
воспитанник | воспитатель |
- Проводит поиск, сбор, система- | - Фасилитирует: |
тизацию и анализ информации. | Проблематизирует высказыва- |
- Вступает в коммуникативные | ния (или действия) подростка. |
отношения с целью получить | Задает вопросы, нацеленные |
информацию. | на продвижение воспитанника. |
- Осуществляет выбор способа | Обеспечивает процесс группо- |
решения проблемы (выход на IV | вого обсуждения. |
уровень). | Инициирует запуск процесса |
- Формулирует (индивидуально | самоконтроля. |
или в результате обсуждения в | |
группе) цель проекта. | - Информирует: |
- Предлагает и обсуждает способ | При необходимости помогает |
достижения цели. | определить круг источников |
- Ставит задачи. | информации, рекомендует экс- |
- Описывает (характеризует) | пертов. |
предполагаемый продукт своей | Предлагает учащимся различ- |
(групповой) деятельности. | ные варианты и способы хранения |
- Предлагает (принимает) критерии | хранения и систематизации со- |
оценки продукта. | бранной информации. |
- Осуществляет процесс планиро- | Предлагает схемы анализа. |
планирования. | - Наблюдает (оценивает): |
- Анализирует ресурсы | За процессом и содержанием |
| группового обсуждения. |
- Определяет свое место (роль) | За действиями воспитанника во |
в групповом проекте. | время консультации. |
| За заполнением рабочих листов. |
| - Организует: |
| Экспертные консультации. |
| - Предлагает (корректирует): |
| Формулировку цели и задач. |
| Способы разрешения проблемы. |
| Критерии и способы оценки |
| продукта. |
| Хронологию. |
| Ресурсы. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
На этом этапе воспитанники реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом воспитанники осваивают и различные конкретные технологии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержанием образования. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности воспитанников.
Следует помнить, что результат проекта и качество полученного в итоге продукта - личное дело и зона ответственности самого воспитанника. Зона ответственности воспитателя - формирование ключевых компетенций.
воспитанник | воспитатель |
- Выполняет запланированные | - Фасилитирует: |
действия самостоятельно, | Обеспечивает процесс группового |
в группе или в комбинированном | обсуждения. |
режиме. | Мотивирует воспитанников к само- |
- Осуществляет текущий самоконтроль, | контролю. |
и обсуждает его результаты. | |
| - Наблюдает (оценивает): |
- При необходимости консультируется | За процессом и содержанием |
с воспитателем (экспертом). | группового взаимодействия. |
| За соблюдением техники |
| безопасности. |
| - Организует: |
| Доступ к оборудованию и другим |
| ресурсам. |
| - Информирует: |
| При необходимости - о нарушениях |
| временных рамок деятельности. |
| |
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждый проект предполагает получение какого-либо продукта. Это может быть: видеофильм,
альбом,
барометр,
компьютерная газета,
бюллетень,
зимний сад,
альманах,
варочный аппарат,
сайт,
костюм,
исковое заявление,
письмо главе местной администрации,
макет,
словарь,
электромагнит,
атлас, воздушный
мей, передвижная выставка,
экспозиция музея,
генеалогическое древо,
электродвигатель,
сбор лекарственных трав и т.д.
Этот список можно было бы продолжить.
Презентация в логике проектной деятельности предназначена для представления полученного продукта. Достаточно распространено стремление учителя включить в содержание презентации все, что было создано учеником во время работы над проектом, а также рассказ о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Однако культурная форма презентации, с одной стороны, и задача формировать компетентность публичного выступления, с другой, делают рассказ о процессе работы над проектом в рамках презентации продукта неуместным.
Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д. Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.). Кроме того, руководителю проекта следует обсудить с коллегами ведение презентации: должен быть взрослый человек, который объявлял бы выступления, давал слово для вопросов. Необходимо стимулировать воспитанников-участников презентации для того, чтобы они задавали вопросы. Педагоги, участвующие в презентации в качестве зрителей, могут быть привлечены к оценке умения воспитанника работать с вопросами. В отличие от воспитанников, чьи вопросы спровоцированы содержанием, они должны задавать вопросы разных типов с тем, чтобы у руководителя проекта была возможность оценить уровень сформированности коммуникативной компетенции воспитанника по соответствующей линии критериев.
воспитанник | воспитатель |
- Выбирает (предлагает) форму | - Фасилитирует: |
презентации. | Задает вопросы, нацеленные |
- Готовит и проводит презентацию | на продвижение подростка. |
| Обеспечивает процесс группового |
- Задает вопросы (при презентации | обсуждения. |
других групп/воспитанников). | |
| - Наблюдает (оценивает): |
| За процессом и содержанием |
| группового обсуждения. |
| За презентацией. |
| Задает вопросы с целью оценить |
| коммуникативную компетенцию. |
| |
| - Организует: |
| Место и время проведения |
| презентации. |
| При необходимости – аудиторию. |
| |
| - Предлагает (корректирует): |
| При необходимости - различные |
| формы презентации. |
| При необходимости - цель |
| презентации и способы воз- |
| действия на аудиторию. |
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
Содержанием контрольного этапа является осмысление воспитанником хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность. Обратите внимание: воспитанники зачастую стремятся делегировать воспитаталю функции как итогового, так и промежуточного контроля (к этому их приучает сама система: организации образовательного процесса). Поэтому при руководстве проектами педагог должен постепенно отказаться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие воспитанников проводить самоконтроль.
Объектами оценки являются:
- результативность проектной деятельности,
- продукт проектной деятельности,
- продвижение воспитанника (личностные приращения: узнал,
научился, смог, понял, преодолел...),
- уровень сформированности ключевых компетенций ( педагог)
воспитанников.
Воспитанник | воспитатель |
- Проводит оценку продукта проекта - Проводит оценку результативности проекта. - Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, воспитателем одноклассниками и т.п., в том числе обратную связь в ходе презентации. - Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения. | -Фасилитирует: - Задает вопросы, нацеленные на продвижение воспитанника. - Обеспечивает процесс группового обсуждения. - Инициирует оценку продукта, оценку презентаций, оценку продвижения, сопоставление оценок. - Наблюдает (оценивает): за заполнением рабочих листов |
2.3. Типы проектов (по Е.С.Полат)
По характеру деятельности:
Исследовательские
Творческие
Ролевые, игровые
Информационные
Практико – ориентированные
По предметно – содержательной области:
Монопроекты ( в рамках одного предмета)
Межпредметные
По продолжительности проекта
Краткосрочные (от 1 до нескольких дней или уроков)
Среднесрочные ( от недели до месяца)
Долгосрочные ( месяц и более)
Исследовательские
Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: обоснования актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Обозначение задач исследования в последовательности принятой логики. Определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. При выполнении творческого проекта следует сразу договориться о планируемых результатах, формах их представления ( совместная газета, сочинение, видеофильмы, драматизации, спортивные игры, праздники, экспедиции и т.п.) Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, в различных смоделированных ситуациях. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является сюжетно-ролевая игра.
Информационные проекты (ознакомительно-ориентировочные)
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность — источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) — презентация публикаций, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты.
Практико-ориентированные (прикладные)
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной, работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
2.4. Сущность и содержание проекта.
Цели и задачи организации:
СРЦН «Радуга» создано в рамках областной целевой программы борьбы с преступностью на территории Ульяновской области.
Цель деятельности Центра – оказание экстренной помощи, социальной поддержки детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, освобожденным из ВУЗТ и ВТК, организация их временного проживания, оказание правовой помощи, проведение психолого-педагогической реабилитации и коррекции, решение вопроса их дальнейшего жизнеустройства.
Основные задачи:
Обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, медицинского ухода;
Предоставление детям и подросткам на период пребывания в центре возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, оказание содействия в профессиональном обучении;
Вывод из кризисного состояния детей и подростков, находящихся в социально опасном положении;
Восстановление психического и физического здоровья детей и подростков, находящихся в центре, оказание им правовой и медико-психологической помощи;
Обеспечение своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный и иные компоненты;
Оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению несовершеннолетнего к родителям или лицам, их заменяющим, в том числе в приемные семьи;
Определение оптимального жизнеустройства детей и подростков, находящихся в центре.
Цель и задачи проекта
Цель данного проекта: создание подросткового отряда по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения.
Осуществление проекта поможет решить важнейшие задачи:
- ускорить процесс адаптации и социализации подростков
- решить проблему занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
- оказать безвозмездную помощь социально незащищенным слоям населения.
- сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, организовать досуг подростков.
В чем состоит новизна проекта
Подобных отрядов добровольной, безвозмездной помощи в нашем городе нет. Создатели проекта имеют большой опыт работы с детьми девиантного поведения, и их высокая квалификация позволяет рассчитывать на его успешную реализацию.