СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по обществознанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по обществознанию»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по обществознанию»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»


Хотенова дарья станиславовна,

преподаватель обществознания


Выступление на конференции по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по обществознанию»


Модернизация образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов педагога, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводятся в системе образования, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы обучающийся не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда обучающийся овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на занятиях по обществознанию пока преобладают два основных источника информации – педагог и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного, быстро меняющегося мира.

Важно, чтобы, узнав что-то новое, обучающийся задал себе вопросы: что я сегодня узнал? Что это значит для меня лично? Главное – научить их задумываться о смысле изучаемого содержания, преобразовывать теорию в жизненный опыт. Поэтому задачей до профессионального социально направленного образования становится не только изучение факторов, явлений и процессов в развитии общества, но также формирование знаний обучающегося о самом себе и использование им социального опыта с целью самостоятельного решения проблем. Главная цель для педагога – достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития личности.

Надо стремиться к тому, чтобы каждое занятие стало для учащегося, с одной стороны, открытием своих возможностей, а с другой – расширением собственных представлений об окружающей действительности.

Современное занятие должно быть, прежде всего, эффективным по содержанию и достаточно ярким и запоминающимся. Эффективность занятия определяется его результатами в образовании, воспитании и развитии обучающихся, достигнутыми при рациональной, без перегрузки, затрате времени и усилий педагога и обучающихся.

Исходя из данной проблемы я работаю над проблемой «Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по обществознанию» через комплекс решаемых задач:

  1. Развитие личностного потенциала обучающихся, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации.

  2. Развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, способности выбирать свой образовательный и жизненный маршрут, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности.

  3. Научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, формировать историческое мышление: методам исторического анализа (изучение источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, кино, библиотеки, компьютерные образовательные программы, средства массовой информации); разным способам работы с учебной книгой.

  4. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории человечества, своей страны и ее культуре.

  5. Стимулировать процесс гуманизации личности обучающегося, формировать качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника ССУЗа и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими.

Для решения этих задач в своей работе я использую различные методы и формы работы, пользуюсь новыми учебниками, методической литературой, периодической печатью.

Каждое свое занятие я начинаю с короткого рассказа о событиях, которые произошли в разные годы. Привлекаю к урокам материалы периодической печати, приучаю ребят смотреть информационные программы.

Анализ затруднений обучающихся по обществознанию, показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знании предшествующего материала, а неподготовленность к изучению обществознания и применению полученных знаний.

У отстающих обучающихся отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексе логические части и главную мысль, пересказывать, самостоятельно составлять рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос.

Поэтому я стремлюсь формировать у обучающихся умения выделять в изучаемом материале самое главное, существенное.

Для этого на занятиях часто использую такие задания как, самостоятельно выделить главное в тексте учебника, составить развёрнутый или простой план, или краткий опорный конспект,

Что имеет важное значение для развития мышления.

Для активизации познавательной активности обучающихся и их интереса к предмету на занятиях использую дидактические игры:

  • Словарное лото.

  • Хронологическое лото.

  • Словарная дуэль.

  • Хронологическая дуэль.

  • Словарная или хронологическая разминка.

  • Словарный аукцион.

  • Угадай слово.

  • Светофор.

  • Разгадай кроссворд.

Эти игры я провожу как на занятиях-практикумах, занятиях закрепления, обобщения и проверки знаний, так и на обычных комбинированных занятиях. Немало внимания уделяю словарной работе, с целью выявления значения понятий и терминов, развития навыков правильности написания и произношения. Для этого кроме дидактических игр провожу исторические и словарные диктанты.

Немаловажную роль в развитии мышления и познавательной активности обучающихся играет написание реферата, подготовка докладов и сообщений. Для того чтобы научить обучающихся составлять и писать рефераты и доклады, прежде всего я их знакомлю со всеми нормами и требованиями к работам, помогаю подбирать необходимый материал, составлять список литературы. Выполнение этих заданий приучает обучающихся к ответственности и готовит их к продолжению обучения в других учебных заведениях

Методика тестирования. Чтобы получить высокие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого педагогам надо овладеть определенными приемами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений обучающихся. Педагогам необходимо понять принципы построения тестов, их цели и свойства, уметь отличать качественные тесты от некачественных. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений обучающихся позволит учителю сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий у школьников.

Почти на каждом своем занятии я использую тесты в качестве проверки знаний обучающихся по определенным темам, тем самым помогаю привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность в себе. Поэтому необходимо расширять кругозор обучающихся, учить ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, а также оценивать свои действия – и индивидуальные, и в группе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!