СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Роль матери и отца в воспитании детей»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции

«Роль матери и отца в воспитании детей»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Роль матери и отца в воспитании детей»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 «Золотой петушок» города Димитровграда Ульяновской области»


Гурьянова Юлия Николаевна,

Социальный педагог


Выступление на конференции

«Роль матери и отца в воспитании детей»


Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас - о наших детях. Поступление малыша в детский сад — это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адапта­ции прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские взаи­моотношения, и в этом нам может помочь игра. Так давайте мы с вами поиграем.

1. «Давайте познакомимся» — игра с мячом.

Цель - помочь познакомиться друг с другом, снять психологи­ческие барьеры в общении.

Воспитатель берет мяч и представляется. Затем бросает мяч по кругу родителям, каждый из них представляется. В конце игры каж­дому родителю предлагается написать свое имя на бейджи, надеть его на свою одежду.

2. «Одновременное рисование».

Цель - установить более тесный контакт с друг другом, выявить ведомых среди родителей.

Родители разбиваются на пары, берут один на двоих карандаш и совершенно молча, ни о чем, не договариваясь, держа его, вместе рисуют 3-5 минут.

Затем высказываются, что нарисовали, как проходило рисова­ние: кто был инициатором, что они чувствовали в процессе рисо­вания.

Предложить родителям написать слова-определения к слову солнышко (лучистое, игристое, лучезарное, золотистое, доброе, прекрасное, заботливое, ласковое, милое); добрые слова, кото­рые используются при общении со своим ребенком.

Цель: заставить родителей задуматься об использовании слов в разговоре с ребенком.

4. «Какой он — мой ребенок».

Цель - навести родителей на определенные раздумья.

Предложить родителя обвести контур своей руки. На каждом пальце написать по букве имени ребенка. Затем расшифровать бук­вы, отметив качества его характера. В центре ладони изобразить символ - кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цвето­чек).

Спасибо всем за участие в игре, а теперь давайте поговорим по теме нашего собрания. Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости.

Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интел­лекта.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ре­бенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Не совету­ем давать ребенку книжки с примитивными картинками, думая, что он не поймет более сложного языка живописи. Знакомьте ре­бенка с картинами Пикассо, получайте удовольствие, слушая вме­сте с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом воз­расте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.

Кто из Вас может вспомнить случай из своего раннего дет­ства?

Мы почти ничего не помним из раннего детства, если только это событие не было из ряда вон выходящим. Да и то, скорее все­го, запомнили его со слов мамы или других взрослых. Однако это не означает полного забвения. Каждое впечатление и опыт, полу­ченные в возрасте до 3 лет, становятся частью основания сформи­ровавшейся личности. Известно, что под гипнозом любой чело­век, если ему внушить, что он маленький, что ему год от роду, начнет говорить и вести себя как годовалый ребенок. А это значит, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в нашем со­знании.


Как Вы считаете, что полезно вашему малышу?

Общение ребенка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребенка на руки. Не игнорируйте плач малыша — это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, это значит, что он 6 чем-то просит, и оставлять его просьбу без ответа - значит лишать его с самого начала общения.

Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоми­нать слова с правильными ударением, интонацией и акцентом. Не­грамотная речь и плохое произношение — продукт среды, в кото­рой растет ребенок. Для малыша полезно слышать и музыку, кото­рая делает человека возвышенным и красивым.

Часто малыши начинают ломать игрушки, рвать книги. Хорошо это или плохо?

В этот период ребенок входит в стадию самоутверждения. Не подавляйте его стремление к самовыражению, не навязывайте ему свои представления: «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Рисуй домик так!» Не слишком ли много запретов на одного ма­ленького ребенка. Помните, все, что ребенок делает руками: рису­ет, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, — это работает на развитие его интеллекта и творческих задатков. Поэтому давайте ему в руку как можно раньше карандаш. В 8 месяцев он уже может его удерживать. Хватательные способности лучше всего говорят о здо­ровом развитии ребенка.

Попробуйте ответить на вопросы анкеты, которые лежат перед Вами, что, на Ваш взгляд, важнее для ребенка в раннем возрасте?

(Для маленького ребенка важно — развивать речь ребенка научить его читать и писать, научить его играть, научить изготавливать иг­рушки, воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки са­мообслуживания, обучить детей порядку одевания и раздевания, обога­щать его разнообразными сенсорными впечатлениями, осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, учить составлять рассказы из личного опыта, разучивать потешки, знакомить с планетами Солнечной системы).

Многие родители раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. Способность младенцев к усвоению информации велика. Запоминая сказки и песенки при их неоднократном повторении, дитя отдает предпочтение одной из них, при этом задает бесконечные вопросы по ее содержанию. Он запоминает наизусть полюбившуюся ему сказку и |на ее материале удовлетворяет свое любопытство. При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память. Важно повторение одной и той же сказки или песенки, так как повторение в этом возрасте — лучший способ развития интереса ребенка.

Кто из Вас дома разучивает с детьми стихи?

Воспитатель сообщает о результатах своего общения с детьми (кто какие стихи знает).

Какие стихи Вы отбираете для разучиваний с ребенком?

Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминаю­щиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ре­бенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких сти­хотворений. Но память «ржавеет», если се не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и раз­вивается. Способности ребенка к запоминанию нужно трениро­вать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению, так как это худший способ обучения. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу пись­ма.

Задача родителей — подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ре­бенку захотелось рисовать, вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.

Конечно, интерес — это лучший стимулятор в воспитании ре­бенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство ребенка безгранично. А любопытство ребенка — важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и, наконец, хочет научиться читать.

Положительно или отрицательно Вы сами реагируете на слово «учиться»? Какие ассоциации оно вызывает! (Учеба в сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А она должна соче­таться с удовольствием, только тогда можно достигнуть больших успехов.)


Знаете ли Вы, какой у детей ведущий вид деятельности? (игра) Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, позна­ет окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.

Как вы считаете, сколько игрушек — много или мало — должно быть у ребенка?

Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много иг­рушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем-то одном. Лучше всего маленький ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы-заместители, например кусок дерева или коробка, которые могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро. Ребенку будет куда интереснее играть с ними, чем с дорогими игрушками из магазина. Помните, избыток игрушек рассеивает внимание ребен­ка. Не идите у малыша на поводу и не покупайте все, что он про­сит. Этим Вы достигнете прямо противоположного эффекта. Лучше всего для игры ребенку предлагать разнообразные предметы - же­сткие и мягкие, грубые и нежные, тяжелые и легкие, развивая тем самым его тактильные ощущения. Ребенку интересно все, что его окружает. Он их трогает и ощупывает, рвет и бросает - все это свидетельствует о его растущей любознательности и творчестве. При этом помните, что ребенку скучно играть с готовой игрушкой. Она не представляет для него ценности, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить в соответствии со своим воображением. Для ребенка игровой материал — это все, что он трогает и видит. И лучше всего разборные игрушки, соответствующие
его возрастным возможностям, позволяющие ребенку включаться
в движения: трогать, двигать, расстегивать открывать и т.д. Затем

все эти навыки пригодятся ребенку в жизни.


Как вы считаете, что лучше для ребенка — вседозволенность или строгость в воспитании?

В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, — ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и
застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются к обществу, они более уравновешенны и добры.

Черты лица передаются ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Анализ многих правонарушений, совершенных подростка­ми, показывает, что в основном эти дети выросли в неблагополуч­ных семьях. Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей, вглядитесь в их лица, и вы прочтете всю историю своих супружеских отношений». Все хорошее и плохое в детях — результат воспитания с самого их рождения.

Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способ­ствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала — это создать гармоничные отношения между мужем и женой и при­ятную психологическую атмосферу дома.

Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? Как влия­ют?

Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как
ведут себя родители друг с другом и с ребенком, что они делают и
чувствуют, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным
человеком, будет небрежен, угрюмым - неразговорчивым, всегда
не в духе. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко
исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении.
Если мы простудились, стараемся не подходить близко к ребенку,
надеваем марлевую повязку. Но не все из нас заботятся о том,
чтобы не передавать детям свои недостатки. Вирус под названием
«нервозность» у родителей гораздо более заразный и сильный, чем
простуда.

Помните это и в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все: жесты, манеру говорить, походку и т.д. Эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто обезьянничает — он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Важно разумно | направлять поступки ребенка, так как от этого зависит его будущая способность к творчеству.

Из двух методов воспитания - поощрение и наказание – какой, Вам кажется наиболее действенным? Чему Вы отдаете предпочтение в своем общении с ребенком.

Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Обсудить с родителями ситуацию, например:

— Ребенок, которому хочется во всем подражать своей маме, берет стакан сока и несет его. Мама говорит «нельзя» и бросается в ужасе к нему, боясь, что он прольет сок.

Каковы последствия такого воспитания? (В дальнейшем ребе­нок не будет помогать маме.)

Как бы Вы поступили, что бы сделали?

Да, если ребенок хочет что-то сделать, но ему это дается с трудом, надо похвалить: «Какой ты молодец, стал совсем взрос­лым, мне помогаешь». При этом отлить сок и дать ему донести стакан. С детьми гораздо легче, если их не порицать, а хвалить. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить.

Способности ребенка будут развиваться настолько эффектив­но, насколько успешно вы будете пользоваться похвалой и пори­цанием.

Однако лучше не предоставлять ребенку полную свободу. Для него опасно как замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния - аутизм), так и разбрасываться из-за неспособ­ности сосредоточиться на чем-либо. В результате может вырасти легковесный человек.

Скажите, есть ли у Вас время для занятий с ребенком?

Да, все мы заняты, забот невпроворот и не хватает времени на
общение с ребенком. Однако перед сном найдите возможность по-
общаться с ребенком, спойте ему песенку, расскажите добрую
сказку. Исследования показали, что можно достичь самых неожиданных результатов, обучая ребенка в состоянии полусна. Папа,
которого малыш не видел целый день, может уложить его в постель. Причем ребенок как можно чаще должен общаться со своим Ч отцом. Если ребенок видит отца редко и только выслушивает его

нотации, он, скорее всего, будет воспринимать его как постороннего. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И скорее всего вырастет покорным и бесхарактерным. Если отец пьянствует, груб с женой и не занимается воспитанием, то в такой семье ребенок может вырасти испорченным и даже стать преступником.

Хотя ведущая роль в воспитании и обучении детей принадле­жит маме, отцы не должны передоверять воспитание детей женам. Мужчина должен быть настоящим другом и помощником в до­машнем воспитании. Гармоничной атмосферы в семье нельзя дос­тичь только материнским усилиями. Нельзя воспитать по-настоя­щему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и раз­витию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должна мешать папам как можно больше общать­ся со своими детьми. Следует помнить, что приказание — не луч­ший способ воспитания. Приказания типа «Принеси, сделай это!» в то время как сам отец сидит в кресле с газетой — это метод ленивого человека.

Воспитание ребенка - это не вопрос времени и денег. Если бы время и деньги играли столь большую роль, то чем можно объяс­нить тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных — талантливые дети. Значит, дело здесь не только в день­гах, а главным образом в родительской любви и старании.

Важно для себя уяснить, что нет ничего важнее воспитания детей. При этом не следует отделять уход за ребенком и его воспи­тание. Это ведь одно и то же. Ваше отношение к нему оказывает на него воздействие. Самое лучшее воспитание - это материнская любовь.

И самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. При этом не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он мал. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. При этом все время следует учиться у своего ребенка. «Все мы родом из детства». Можно даже сказать, «ребенок — учитель взрослого». Каждому взрослому есть чему поучиться у ре­бенка.

Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребенка. Малыш не всегда может выра­зить свои желания, но мать должна уметь их распознать. В этом состоит одна из ее главных задач. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияют на становление ха­рактера и способностей. Раннее развитие ребенка зависит от вдум­чивости и внимания матери и тех, кто окружает малыша. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принужде­ния, это и есть идеальный способ обучения.

На сегодняшний день ничто не может оправдать невнимания к детям.

Родители должны помнить, что дети — это не собственность родителей. Не родители, а сам ребенок - хозяин своего будущего.

Воспитывать ребенка - это значит, все время воспитывать и са­мого себя. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. «Ученик превзошел учителя» — это основная цель воспитания.