Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 имени Федеральной службы безопасности России Дениса Сергеевича Кузнецова города Димитровграда Ульяновской области»
Хамидуллина Альбина Равилевна,
учитель музыки
Выступление на конференции по теме «Смысловое единство вокального текста и музыки»
За много тысячелетий до нашей эры родился союз слова и музыки, и наши далекие предки запели песни. В песне отражаются душа народа, его характер, мысли, чувства, его обычаи, история. Вместе с ростом духовной культуры человечества развивается и песня. Появляются все новые жанры песен. В настоящее время можно говорить не только о различии и национальном своеобразии песен разных народов, о бесконечном богатстве песенного искусства каждого народа, но и об огромном разнообразии жанров профессиональной вокальной музыки. Здесь и массовая песня, и романс, и оратория, и кантата, и вокальные ансамбли, и хоры. Вокальная музыка занимает главное место в таком синтетическом жанре, как опера, где музыка объединяется и со сценическим действием, и с живописью. В песне, в вокальной музыке слово и мелодия слиты воедино.
Вспоминая любимую песню, романс или арию, вместе с мелодией мы припоминаем и слова. Стоит только услышать стихи, на котые сочинена хорошая песня или любимый нами романс, как тотчас в памяти зазвучит и мелодия. Некоторые стихи мы просто не можем вспомнить отдельно от мелодии. Что же делает союз слова и музыки столь прочным и неразрывным и почему музыка и слово так легко сливаются и образуют чудесный сплав- песню? Музыка обладает способностью слияния и с другими искусствами: с танцем, с драматическим действием и также с таким «зрительным» искусством, как пейзажное. Это возможно благодаря способности музыки наиболее непосредственно раскрывать чувства, эмоции.
Музыка в союзе с другими искусствами способна как бы проявлять», делать явным, более ощутимым настроение, чувство, заложенное в картине или драматической сцене. Самая же тесная связь возникает между словом и музыкой, речью. Прежде всего потому, что речь- звучит. Так же как и музыка, звучит – быстрая, медленная, певучая, отрывистая, со всеми цезурами, знаками препинания, со всеми своими интонациями. Речь и музыку объединяет между собой не просто звучание – в жизни, в природе, в быту много звуков, но не все они сливаются с музыкой. Звучание человеческой речи всегда связано со смыслом слов, осмысленно. Речь прозвучит по-разному в зависимости от того, отвечаете вы или задаете вопрос, рассказываете смешной анекдот или читаете лекцию.
Звучание речи связано не только со смыслом слов, но и с их эмоциональной окраской. Всегда слышно, сердится человек или радуется. Не разбирая слов, мы можем отличить по звучанию речи ласковые уговоры от гневных упреков. Осмысленное звучание человеческой речи мы называем интонацией. Интонация в особенности важна в передаче эмоциональной стороны речи, в передаче оттенков душевных переживаний, манеры речи людей разного склада, темперамента, характера. У речевой интонации и музыки много других общих черт: речь, как и музыка, имеет темп, скорость движения, ритм, цезуры, она расчленяется на отдельные построения.
Слово в речи подобно мотиву в музыке. Слово «фраза» употребляется в одинаковом значении как по отношению к музыке, так и по отношению к речи. Звуковая речь, как и музыка, имеет свой диапазон и тембр. Но есть и большая разница между интонацией речевой и музыкальной. В речи звучание неопределенно по высоте, повышения и понижения в ней – приблизительны. В мелодии не только точно определено звучание каждого тона, но тоны согласованы между собой, они вступают в логическую связь, подчиняются определенной закономерности (лад), подобно тому как определенные краски, сочетаясь друг с другом составляют цветовую гармонию картины. Таким образом, музыкальная речь, в частности мелодия, отличается от речи разговорной тем, что звуки музыкальной речи определенны по высоте, расстояния между ними (интервалы) могут быть точно зафиксированы и они известным образом соподчинены.
Сливаясь, слово и музыка обогащают друг друга. Слово, текст делает музыку более определенной, конкретной по смыслу. Музыка, мелодия усиливает эмоциональную сторону текста. Про песню (или романс) мы обычно говорим: веселая, радостная, бодрая или, наоборот, грустная, тоскливая, т.е. употребляем эмоциональные эпитеты. Музыка обладает волшебной возможностью передавать сильно, ярко и непосредственно чувства в их зарождении и течении, показывать и их постепенное возникновение и развитие, переход от одного чувства к другому, и мгновенную смену переживаний.
Музыка допускает соединение нескольких мелодий, а также мелодии и сопровождения на другом инструменте или в оркестре. Нужно только, чтобы все мелодии были в одной тональности, в одном ладу и согласовались друг с другом. Особенность нашего музыкального слуха состоит в том, что мы чувствуем, слышим это согласование: народные песни поют на несколько голосов, поют красиво, складно и не зная нот, не зная теории! Огромны выразительные возможности одноголосной мелодии, но насколько увеличатся они, если к мелодии присоединить другие голоса, хор, оркестр! В свою очередь, слово, звучащая речь оказывает огромное влияние на вокально-хоровую музыку. Создавая музыкальный образ, музыкальную характеристику, композитор стремится представить себе этот образ, характер во всех деталях. Он стремится проникнуться чувствами, мыслями, переживаниями своего героя, представить себе его облик и ту манеру речи, в которой герой выражает свои чувства. Особенно важно это при сочинении оперы, где действуют, живут на сцене разные характеры.
Прислушаемся к мелодии, характеризующей разных действующих лиц в опере. Композитор словно подслушал разговор и записал его, до того ясно слышим мы, как именно говорят его герои. Конечно, речевые разговорные интонации, а также интонации художественной декламации играют в музыке не только внешнюю изобразительную роль. В них выражаются чувства, переживания, характеры героев – потому что ведь и в обычной речи, и в художественной декламации интонация и уточняет смысл, ставит акцент на нужном слове, и передает чувства, переживания, заложенные в словах. Поэтому для композитора интонации живой звучащей речи всегда служат неиссякаемым источником музыкального языка.
В новых интонациях композитор слышит новые оттенки чувств, открывает богатые возможности для воплощения содержания. В литературном произведении, как и в вокально-хоровой музыке, переживание редко бывает заключено в одном слове или одной фразе. Обычно чувство раскрывается постепенно, плавно. И тогда самое верное и прямое выражение чувство найдет в широкой песенной мелодии. Ради высшей правды чувства, правды характера и происходят в вокальной мелодии и борьба, и взаимные уступки слова и музыки. Во имя этой правды в песенной мелодии стихи перестают быть стихами. Музыка поглощает, растворяет и ритм, и рифму, не говоря уже о таких тонкостях, как цезуры и т.д. Ради высшей правды обрывается, останавливается внезапно плавное течение мелодии и вклинивается в нее речитатив, заставляя зазвучать внятно и экспрессивно одну-единственную фразу – потому что в ней скрыт, может быть, ключ ко всей музыке, ко всему произведению. Поиски высшей художественной правды заставляют композитора сокращать текст и повторять отдельные слова, а иногда и целые строфы, переставлять порядок слов, менять форму текста.
Взятый отдельно, вне музыки, текст часто кажется нам обезображенным, почти бессмысленным. Музыка же не только оправдывает эти «искажения», но и «доказывает» их необходимость, убеждает наш слух, наши чувства и мысли в том, что только так и должен был поступить композитор. Получается парадоксальное на первый взгляд явление: потери, которые несет художественная форма текста, служат и там, где музыка уступает слову, например в речитативно-декламационной мелодии, - в целом она все-таки выигрывает в правдивости, глубине и драматизме. Союз слова и музыки – союз равноправных: ни один из союзников не подчиняется другому до конца и никогда до конца не господствует. И может быть, благодаря этой скрытой борьбе и происходит взаимное обогащение слова и музыки.