Сизова Н. В.
МОУ «Атемарская СОШ»
Лямбирского муниципального района
Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания школьников.
Настоящий человек начинается там,
Где есть святыня души.
В.А.Сухомлинский.
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развития национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России» Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должно быть этнопедагогически осмыслены и инструментированы.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у школьников этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность-это не просто представление об истории и культуре своего народа и других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Каменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Этнопедагогика оказалась в особом положении, так как среда для прочувствования народных традиций, как основного ее воспитательного средства, в современном социуме в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным технологическим средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся является совместное проживание, прочувствование, проигрывание, импровизация народных традиций. Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения это, в первую очередь, древняя и плодотворная традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Нравственным, воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей. Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания.
Но для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной народной культуры и традиций.
Этнокультурные традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.
Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, попрание нравственных и культурных ценностей. Уже многие педагоги неоднократно говорили, что это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.
Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к духовно - нравственным нормам. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания и традиционное этническое средство формирования личности.
Чем больше мы знаем свои корни, свою родословную, тем крепче держимся в тисках «круговерти», называемой жизнью. Я работаю в сельской школе 29 лет. Село отличается от города не только охватом пространства и количеством населения. Любое село – это большая семья со своей историей.
Наше село в этом году праздновало– 380 лет. К этому грандиозному празднику были приобщены все жители нашего села. Рассказывали о традициях села, о его героях. Школа внесла свою лепту. Дети готовили выставки из природного материала, пели, танцевали. 380 лет - согласитесь, что это немалый промежуток времени в истории страны. И у нас практически на каждом уроке истории, биологии, географии присутствует материал о своей «малой родине»: строительство «засечной черты» (у южных границ села), церковный раскол, реформы Петра Первого, крестьянские войны, революции, коллективизация, война, восстановление. На краю села – Никольская церковь – свидетельница происходящих кровопролитий, восставшая из руин. Все это не просто история, это – жизнь тех, кто подарил ее нам. Это – наши корни, оборвем их – упадем, не поднимемся.
Но как заставить детей понимать «поколений связующую нить»? Как достучаться до детских сердец, чтобы они были не просто формальными гражданами России, а гражданами с чувством долга, ответственности, любви к «малой родине», человеку?
- О великий мудрец, века коснулись твоей седой бороды,
тебе ведомо многое, скажи мне, как можно стать добрым и честным, сильным и храбрым, мужественным и благородным? Что делать мне, чтобы всегда мои помыслы и желания были чистыми?
- Пей всегда, сынок, из чистого родника…
(Из народного эпоса)
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого всё начинается. Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею с этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его пусть всю жизнь.
Моя работа как классного руководителя по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся включает: сочетание учебной и внеклассной работы, развитие творческой деятельности учащихся, формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной культуры и истории, воспитание патриотизма и гражданственности, трудовое воспитание.
Мною были проведены ряд классных часов и уроков посвященные духовно нравственному воспитанию «Наши известные земляки», «День матери», «День птиц», «День Земли», «Чистая вода», «Именами славится наш поселок», «Край ты мой любимый».
Большую роль в воспитании подрастающего поколения имеет школьный музей «Память» Со своими детьми в прошлом году мы совершили экскурсию в наш школьный музей. Учитель истории Мещерякова Н.П.(экскурсавод) рассказывала нам на одном дыхании об экспонатах музея и, какая работа была проведена по их сбору. Также из ее рассказа мы узнали о своих земляках, которые защищали свою родину во время ВОВ, а также о молодых мальчишках нашего села, которые практически со школьной скамьи уходили в Чечню как например Вячеслав Карнишин и не вернулся домой, то есть вернулся только как груз 200.Свои уроки и внеклассные мероприятия я строю так, чтобы как можно полнее раскрыть каждого ребенка, развивать познавательную активность и творческие способности учащихся, их умственный потенциал и стремление к саморазвитию, заложить основы индивидуального развития личности.
Благодаря краеведческой работе, которая ведется в нашей школе, мы реализуем ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь для того, чтобы стать гражданином страны, надо знать ее прошлое, традиции, жить ее заботами.
Претворяя в жизнь программу «внеурочной деятельности» В нашем классе основным направлением внеклассной работы является- патриотическое.
Это обязывает детей ко многому: быть честными, принципиальными, мужественными. Воспитывает в детях гражданскую сознательность, активность.
Я считаю, что только активное изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного поиска, дает учащимся прочные знания, расширяет их общий и исторический кругозор, развивает художественный вкус, формирует навыки анализа документов, памятников материальной культуры.
С давних пор перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы они были опорой в будущем, несли в себе то положительное, что испытано и опробовано. Также, согласно приоритетам Национальной доктрины образования, «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». И сейчас, когда так активно течение всех социальных процессов, особенно выделяется ослабление таких важнейших качеств, как нравственность, духовность и культура. Поэтому педагогическую деятельность целесообразно рассматривать через призму этнопедагогики.
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья»
Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений, изменением разнообразных сфер социальной жизни.
Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.
Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов. Этническая культура школьника в основе духовно-нравственного образования невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.
Под этнокультурными традициями нами понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность.
Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций в настоящий момент просто утрачены. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по мерам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой.
Духовно-нравственная культура - фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности.
Хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Литература:
1. Лисовенко Г.В. Формирование духовного мира школьников средствами этнокультурных традиций. // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2003.-С. 23.
2.Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности – М.: Академия, 2005. – 453с.
3. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. –
4.Т. 2: Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова,
5.Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
6.Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. - Москва, 1995.