Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»
Закатнов Александр Владимирович,
тренер-преподаватель
Выступление на конференции «Представление исследовательского проекта «Повышение эффективности тренировочного процесса посредством применения интерактивных технологий в работе с детьми, занимающимися борьбой»
В настоящее время занятия по физической культуре, в сфере образования, рассматриваются не только как учебная дисциплина, но и как область, выступающая в качестве компонента системы, современного образования, в формировании личности ребенка. Тем самым определяя задачи, стоящие перед школой для роста интереса ребенка к занятиям, в сфере физического воспитания, в частности использования интерактивных технологий в образовательной деятельности и практической потребностью решения задачи. Использование интерактивных технологий на занятиях спортивных секций позволяет организовать сотрудничество между преподавателем и другими детьми учебной группы и благоприятно способствует повышению творческих способностей. Развивает необходимые двигательные навыки и физические качества; формирует потребность спортивных занятий, ориентированных на правильный образ жизни в обществе. Однако результаты проведенного анализа научных трудов (А.М. Абаев, 2013; Г.Г. Мельчакова и А.В. Мельчаков, 2012; Ю.В. Менхин, 2006; В.П. Филин, 1987 и др.) по проблемам вовлечения детей к физической культуре показал, что в границах общеобразовательной программы нельзя достаточно качественно вовлекать детей в образовательный процесс для их обучения.
В связи с этим возникает необходимость дополнительного введения спортивных секций в образовательные учреждения. Что подтверждается мнением И.В. Швецовой (2013) [8, с. 324], где описывается система дополнительного образования детей, как психолого-педагогические условия в которой создаются плодотворная среда «для индивидуального развития, роста интеллектуально-творческих способностей, социально-культурной адаптации» ребенка [7, с. 180].
В результате в школах при организации учебных занятий возникает потребность в использовании ресурса интерактивных педагогических технологий. Анализ направлений повышения эффективности проведения спортивных занятий в рамках школьных спортивных секций позволяет говорить о «переходе от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества» А.Г. Асмоловым (2008), [2, с. 10].
Что основывается на цели увеличения внедрений методик развивающего обучения, показанный в трудах Л.С. Выготского (2006), где с помощью личностных взаимоотношений взрослого и ребенка улучшается всесторонний уровень развития, который становится значимым в современном обществе. Все это говорит о значимости внедрения в учебно-тренировочном процессе интерактивных технологий, построенных на совместной деятельности и взаимоотношений детей с тренером, и друг другом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ
Для определения результативности применения интерактивных технологий на занятиях по спортивной борьбе с детьми, в рамках школьных секций было проведено исследование в спортивных залах. Экспериментальную выборку (группу) составляло 30 детей; контрольную – 30 детей. Все испытуемые мужского пола 13-14 лет. Для проверки эффективности использования интерактивных технологий в тренировочном процессе были отобраны педагогические и психологические методы тестирования, методы статистической и математической обработки результатов, педагогическое наблюдение. Задачей использования педагогического наблюдения являлось влияние использования интерактивных технологий на тренировочных занятиях с детьми, занимающимися спортивной борьбой. В процессе организации педагогического наблюдения рассматривались показатели: эмоциональная реакция на тренировочный процесс; уровень адаптации ребенка к тренировочным занятиям; степень работоспособности и включенности в тренировочный процесс. Целью педагогического исследования физических качеств детей выступало исследование степени влияния применения интерактивных технологий на рост физических качеств ребенка, занимающегося борьбой в спортивных секциях. Уровень физической подготовленности ребенка определялось на основе диагностических показателей физических качеств, представленных в комплексной программе физического воспитания детей 1-11 классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2010) [3, c.128].
К этим показателям относятся: скорость (скоростные способности); координация (координационные способности); скоростная сила (скоростно-силовые способности); выносливость; гибкость; сила; специальные способности (умение выполнять специальные упражнения). Целью психологического тестирования, являлось определение уровня мотивации спортивной деятельности с применением интерактивных технологий. Для измерения оценки мотивации ребенка к спортивной деятельности применялась методика Е.А. Калинина «Мотивы спортивной деятельности». Использование методов математико-статистической для обработки степени различия психологических и физических показателей достоверности различий по Стьюденту и среднее арифметическое значение полученных результатов.
Целью констатирующего этапа являлась диагностика начального уровня сформированности физической подготовленности детей, выраженности у них спортивной мотивации, а также их включенности в учебно-тренировочный процесс. Таким образом, проведенное исследование на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы позволяло сформулировать следующие выводы:
1. Уровень физической подготовки детей, не превышало средних показателей. В обеих выборках были подростки с невысоким уровнем результатов физических показателей.
2. В полученных результатах педагогического наблюдения, в обеих группах показателях выборки, показало средний показатель уровня включенности детей в тренировочные занятия. Наиболее проявлялось у детей желание к формированию межличностных связей в кругу своих ровесников.
3. В обеих группах испытуемых выделились основные мотивы к спортивной тренировке: потребность в общении в поощрении и потребность в тренировочным занятиях. 4. Истинно значимые отличия по полученным результатам физической подготовки, отношения к тренировочным занятиям по спортивной борьбе и мотивации спортивной деятельности не выявлены.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы был проведен повторный «срез» в экспериментальной и контрольной группах детей, занимающихся спортивной борьбой. Полученные результаты показали, что после внедрения интерактивных технологий в тренировочный процесс детей, занимающихся спортивной борьбой, существенные различия отмечаются по показателям физических качеств, характеристик включенности детей в учебно-тренировочный процесс и мотивации «потребность в достижении». Так подростки из экспериментальной группы, в отличие от детей из контрольной группы, продемонстрировали более высокий уровень подготовленности при выполнении специальных технических упражнений по спортивной борьбе. Другими словами, у них отмечается более техничное выполнение ударов руками и ногами; они демонстрируют более высокий уровень борцовской техники в стойке и в партере; отмечается более техничное выполнение и болевых приемов.
По завершению формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, включенность в учебно-тренировочный процесс также оказалось более выраженной. Это проявилось в том, что у детей, занимавшихся на учебно-тренировочных занятиях, с применением интерактивных педагогических технологий, отмечалась лучшая адаптация к учебно-тренировочному процессу (меньшее количество пропусков, более высокий уровень интереса к самим спортивным тренировкам, меньшая утомляемость по завершению тренировки и т.п.). К тому же подростки из экспериментальной группы чаще демонстрировали хорошую работоспособность: менее отвлекались в процессе учебно-тренировочного занятия; лучше воспринимали новый материал (обучение новым техническим приемам). Подростки же из контрольной группы показали недостаточно высокую работоспособность на учебно-тренировочных занятиях, их эмоциональный настрой был менее позитивен, чем у детей из экспериментальной группы.
ВЫВОДЫ
По результатам анализирующего этапа опытно-экспериментальной работы, посвященной внедрению интерактивных технологий в организацию учебно-тренировочного процесса с детьми, занимающимися борьбой, отмечаются следующие результаты эффективности их использования. Использование интерактивных технологий благоприятно усилило взаимосвязь включенности ребенка в тренировочный процесс и оптимального развития у детей силовых качеств, улучшение борцовской техники, роста скорости работы в стойке и в партере, увеличение количества выполнения болевых приемов на соревнованиях. В ходе проведения эксперимента отмечалось высокое взаимодействие ребенка с тренером, в отличие от контрольной группы.
Подростки экспериментальной группы показали, хорошую адаптацию к тренировочному процессу, высокую мотивацию к спортивной деятельности, более лучшую работоспособность и концентрацию внимания на тренировочных занятиях. А также созданные комфортные условия позволяют детям, во время тренировочных занятий, проявлять: более выраженный интерес к спортивным тренировкам; стремление в достижении более высокого результата, интерес к сотрудничеству с тренером. Полученные корреляционные взаимосвязи говорят о том, что на тренировочных занятиях у детей отмечается более высокая интеграция: спортивной мотивации и показателей физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев, А.М. Адаптивная развивающее-компенсирующая образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей : дис. … д-ра пед. наук / Абаев А.М. – Владикавказ, 2013. – 387 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010. – 128 с.
4. Мельчакова, Г.Г. Педагогика физической культуры и спорта / Г.Г. Мельчакова, А.В. Мельчаков. – Красноярск : [б.и.], 2012. – 220 с.
5. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М. : СпортАкадемПресс, 2006. – 312 с.
6. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 128 с.
7. Чибичик, Ю.Е. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки : дис. … канд. пед. наук / Чибичик Ю.Е. – Челябинск, 2010. – 180 с.
8. Швецова, И.В. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования / И.В. Швецова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. – 2013. – Т. 200. – С. 324-331.