Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
БОГДАНОВ
Алексей Александрович,
тренер-преподаватель
Выступление на конференции «Представление результатов педагогического проекта «Успешные футболисты: от индивидуальной работы к коллективной игре»
Современный человек – человек с развитой физической культурой, стремящийся к развитию не только духовной силы, но и физической. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду.
Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
1. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
2. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
3. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.
4. Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для тренеров- преподавателей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности тренеров-преподавателей и учителей физической культуры актуальна на сегодняшний момент. Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.
Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:
процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
новая идея, метод или устройство;
успешное использование новых идей;
изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
творческая идея, которая была осуществлена;
нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.
Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Инновации на учебно-тренировочных занятиях по футболу. Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий, как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.
На занятиях обучающиеся должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
На учебно-тренировочных занятиях по футболу особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Тренировка построена таким образом, чтобы при высокой плотности она была эмоционально насыщена и содержала элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья.
Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода.
В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках учащиеся учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:
1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.
Совместно с детьми разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся.
У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении. На занятиях юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире . У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность.
Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту. На тренировках обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся и переход к саморегуляции и самокоррекции.