СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Преподавание урока классического танца в детском хореографическом коллективе в системе дополнительного образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Преподавание урока классического танца в детском хореографическом коллективе в системе дополнительного образования»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Преподавание урока классического танца в детском хореографическом коллективе в системе дополнительного образования»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»


Сухих Светлана Алексеевна,

Педагог дополнительного образования


Выступление на конференции «Преподавание урока классического танца в детском хореографическом коллективе в системе дополнительного образования»


Введение

Классическая хореография – основа всех сценических танцев.  Классический танец развивает физические  данные исполнителя, формирует необходимые  технические навыки, является источником  высокой исполнительской культуры.

Классическая хореография насчитывает четырёхсотлетнюю историю и именно за эти годы своего существования в ней была отработана система подготовки танцовщиков и  создана  терминология, которая с внесением небольших изменений  используется  и  по сегодняшний день  в других стилях танца.

Даже  очень опытные и зрелые   исполнители  различных направлений  не прекращают  занятия классическим танцем  на протяжении всей своей карьеры, т.к.  основы классического танца  универсальны.

Поэтому всем руководителям любого хореографического коллектива рекомендуется  в процессе обучения и развития своих воспитанников  использовать  учебные часы  под классический танец  для формирования у них  профессионального инструментария средствами классической хореографии.

Искусство классического танца  неразрывно связано  с ежедневным, кропотливым  трудом хореографа.  Чтобы добиться успеха в этом направлении, необходима фантастическая  работоспособность и дисциплинированность.

Педагог, преподающий классический танец  обязан знать теорию, историю и репертуар классического танца. Должен разбираться  в вопросах педагогики, физиологии, психологии, анатомии.

Преподавание классического танца – это та сфера, которая требует  постоянного обучения и повышение квалификации. Классическая хореография  - это настолько широкая и обширная отрасль, что изучать её приходится  всю жизнь.

Данные методические рекомендации  адресованы  начинающим педагогам  хореографам  и студентам  хореографических колледжей и училищ.

Данная работа несёт в себе личный опыт работы педагогом хореографом  более 20 лет в системе дополнительного образования г. Орска и обобщённый опыт работы ведущих  педагогов  по классическому танцу  нашей страны.

Данная работа содержит  методические рекомендации  по структуре урока классического танца, по принципам его построения  и методические рекомендации по ведению   урока классического  танца.

Преподавание классического танца, как уже было сказано выше, это  сложная и  трудоёмкая  работа, но, хочется надеяться, что данные  методические рекомендации  помогут  молодым педагогам  в этом нелегком процессе.  Поэтому остаётся   только  пожелать им  удачи в этом начинании!

Принципы построения и ведения урока классического танца

Каждый урок по классическому танцу  традиционно начинают с поклона  педагогу и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание, концентрирует учащихся на предстоящее занятие.

В работе преподавателя классического танца  большое значение имеет правильное построение  (планирование) урока. Урок в любительском хореографическом коллективе строится по аналогии с академическим уроком  по классическому танцу и состоит из экзерсисов у палки и на середине зала, adajio, allegro, танца на пальцах в женском классе и различных форм portdebras.

Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из которых в дальнейшем складывается  техника исполнительского мастерства. Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается  на основе соблюдения  академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:

·        Plie– развивает мышцы и связки ног;

·        Battementstendus, battementstendusjetes – тренирует выворотность, силу ног, активно участвуют все группы малых и больших мышц;

·        Ronddejambeparterre – направлено на развитие выразительной подвижности  тазобедренного сустава;

·        Battementsfoundus или battementssoutenus – развивает мягкость приседания и эластичность, необходимую при прыжках;

·        Battementsfrappes, doublefrappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу ноги;

·        Ronddejambeenl, air – разрабатывает подвижность коленного сустава;

·        Petitsbattements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги

·        Battements developpes, relevelents, grand battements jetes – развиваетшаг, силубедра.

В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.

В результате систематических занятий фигура приобретает  подтянутость, вырабатывается устойчивость, будущий исполнитель приучается  к правильному  распределению  тяжести тела  на двух ногах и на одной ноге.

Основная задача экзерсисов заключается в следующем:

§  У палки – первоначальное проучивание и отработка движений, разогрев костно-мышечного аппарата;

§  На середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).

Все упражнения экзерсисов проучиваются  в двух направлениях  (право, лево). Если движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок. Это необходимо для того, чтобы исключить  механичность, которая вызывает утомление и падение интереса к уроку.

Следующей частью урока является adajio. Adajio – это большая и плавная танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes, медленных поворотов  в позах (tourlent), portdebras, всевозможных renverse, grandfouette, toursна coudepiolsи туров в больших позах и т.д. В adajio усваивается характер , манера и техника. Необходимая для исполнения  большой и плавной танцевальной фразы.

В последующей части урока – allegro- осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе  осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа  над позами  и танцевальной фразой  в медленном темпе, то здесь всё это суммируется  и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах. Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.

В adajio и в allegro рекомендуют делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этих частях урока требует максимального  напряжения всех сил и это деление  даёт возможность  им отдохнуть, восстановить силы.

В классе девочек вводится танец на пальцах. Этот раздел обучения требует профессионального  строения стопы, достаточно физического  укрепления голеностопного сустава. Для учениц со слабыми ногами в раннем возрасте занятия на пальцах не рекомендуются.

Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм  portdebras.

Каждая часть урока должна иметь свою кривую с постоянным нарастанием и некоторым спадом  в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению  следующей части урока со свежими силами.

Подобное построение урока обуславливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения  суставо-связочного  аппарата, расстройства сердечной и нервной деятельности.

Количество времени, которое планирует  педагог-хореограф на изучение классического танца,  зависит от места  и конкретных условий работы.

Школа искусств -2 академических часа не менее 3-4 раз в неделю;

Любительский хореографический коллектив – 2академических часа  не менее 2 раз в неделю.

На экзерсис у палки в младших классах тратят не менее 50 минут, в средних классах экзерсис у палки укорачивается  примерно до 35 минут, в старших классах экзерсису у палки уделяется 20 минут.

Остальное время делится пополам на экзерсис на  середине зала, adajio,в allegro.

Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.

Насыщенность, интенсивность урока зависит от готовности к нему педагога. Чёткое представление о структуре урока позволяет выдерживать деловой ритм. Не отвлекаться на длительные рассуждения, работать над ошибками всем классом и с отдельными учениками. Замечания одному ученику являются основой для самоанализа каждого учащегося в классе. Задание даётся чётко, спокойно и уверенно.

Основными педагогическими методами в изучении классического танца являются системность, последовательность, осознанность и наглядность.

Наглядность является основополагающим методом преподавания классического танца. Преподаватель любое движение показывает в заточенном виде, затем раскладывает его  на составные элементы. Проучив движение поэтапно, его исполняют под музыкальное  оформление  в законченном виде, отрабатывая характер движения, художественный образ, соответствующий заданию.

Человеческий организм – сложный и тонкий инструмент, управление которым требует системности,  последовательности, анализа достигнутых результатов. Физическая нагрузка  вводится в классическом танце системно и последовательно в расчёте на определённые группы мышц, что способствует гармоническому развитию  всего опорно-двигательного аппарата ученика и закреплению его моторной памяти, которая позволяет быстро и точно выполнять движение по словесному названию его педагогом.

Хореографическое обучение в области классического танца связано с физическими нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ученика, мешает воспринимать замечания педагога. Часто из-за физического напряжения учащиеся не слышат педагога, поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.

Следует избегать на уроках монотонности голоса. Монотонность речи утомляет нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует усвоению учебного материала, в результате чего у учащихся падает интерес к занятию.

Музыкальное оформление урока должно быть богатым, разнообразным, с использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-хореографа – научить учащихся,  движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь максимального эмоционального слияния с ней.

Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый ученик любого возраста – личность. Задача педагога  - уважительно относиться к этой личности и создать все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться  с доброжелательностью. Знание возможностей  ученика  и их соответствие его физическим данным  и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.

Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.

Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы ученик спокойно разобрался в технологии.

Педагогу необходимо проявить терпение и не  «травмировать» замечаниями отстающих учеников. Веру в личность  ученика, в его способности и желание  к самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности.  Все эти качества – залог успешного обучения хореографии.

Педагог заканчивает урок классического танца подведением итогов качества занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе  и каждому учащемуся. Педагог благодарит за работу. Поклон учеников завершает урок, им  они  благодарят педагога, концертмейстера  и прощаются с ними.

Затем преподаватель сам анализирует  проведённый урок: выполнен ли план. Если нет – то определяет причину, оценивает качество усвоения материала учащимися. Данные фиксируются для сопоставления  анализа следующих уроков с общим планом и программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического танца  быстро и качественно  освоить методику преподавания данного предмета и добиться эффективности  в обучении и в воспитании учащихся.

Список используемой литературы:

1.Базарова Н.П., Мэй В.П. Азбука классического танца. – Издательство «Лань», 2006.- 289 с.;

2. Тарасов Н. И., Классический танец. - СПб.: Издательство «Лань»,2005.- 496 с.;

3. Ярмолович  Л., Принципы музыкального оформления урока классического танца. М.: Искусство, 1986;

4. Нарская Т.Б. Классический танец.- Челябинск, 2004. – 156 с.;

5. Звёздочкин В.А. Классический танец.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с.;

6. Пасютинская В. Н. Волшебный мир танца.- Издательство «Просвещение», 1985.- 184 с.;

7. Меднис Н.В., Ткаченко С.Г. Классический танец. – Издательство «Лань», 2011.- 348 с.;

8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Искусство», 1963; 179 с.;

9. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов хореографов . –Издательство «Галерея», 1999.- 387с.