Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
Сухих Светлана Алексеевна,
Педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Преподавание урока классического танца в детском хореографическом коллективе в системе дополнительного образования»
Введение
Классическая хореография – основа всех сценических танцев. Классический танец развивает физические данные исполнителя, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры.
Классическая хореография насчитывает четырёхсотлетнюю историю и именно за эти годы своего существования в ней была отработана система подготовки танцовщиков и создана терминология, которая с внесением небольших изменений используется и по сегодняшний день в других стилях танца.
Даже очень опытные и зрелые исполнители различных направлений не прекращают занятия классическим танцем на протяжении всей своей карьеры, т.к. основы классического танца универсальны.
Поэтому всем руководителям любого хореографического коллектива рекомендуется в процессе обучения и развития своих воспитанников использовать учебные часы под классический танец для формирования у них профессионального инструментария средствами классической хореографии.
Искусство классического танца неразрывно связано с ежедневным, кропотливым трудом хореографа. Чтобы добиться успеха в этом направлении, необходима фантастическая работоспособность и дисциплинированность.
Педагог, преподающий классический танец обязан знать теорию, историю и репертуар классического танца. Должен разбираться в вопросах педагогики, физиологии, психологии, анатомии.
Преподавание классического танца – это та сфера, которая требует постоянного обучения и повышение квалификации. Классическая хореография - это настолько широкая и обширная отрасль, что изучать её приходится всю жизнь.
Данные методические рекомендации адресованы начинающим педагогам хореографам и студентам хореографических колледжей и училищ.
Данная работа несёт в себе личный опыт работы педагогом хореографом более 20 лет в системе дополнительного образования г. Орска и обобщённый опыт работы ведущих педагогов по классическому танцу нашей страны.
Данная работа содержит методические рекомендации по структуре урока классического танца, по принципам его построения и методические рекомендации по ведению урока классического танца.
Преподавание классического танца, как уже было сказано выше, это сложная и трудоёмкая работа, но, хочется надеяться, что данные методические рекомендации помогут молодым педагогам в этом нелегком процессе. Поэтому остаётся только пожелать им удачи в этом начинании!
Принципы построения и ведения урока классического танца
Каждый урок по классическому танцу традиционно начинают с поклона педагогу и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание, концентрирует учащихся на предстоящее занятие.
В работе преподавателя классического танца большое значение имеет правильное построение (планирование) урока. Урок в любительском хореографическом коллективе строится по аналогии с академическим уроком по классическому танцу и состоит из экзерсисов у палки и на середине зала, adajio, allegro, танца на пальцах в женском классе и различных форм portdebras.
Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из которых в дальнейшем складывается техника исполнительского мастерства. Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается на основе соблюдения академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:
· Plie– развивает мышцы и связки ног;
· Battementstendus, battementstendusjetes – тренирует выворотность, силу ног, активно участвуют все группы малых и больших мышц;
· Ronddejambeparterre – направлено на развитие выразительной подвижности тазобедренного сустава;
· Battementsfoundus или battementssoutenus – развивает мягкость приседания и эластичность, необходимую при прыжках;
· Battementsfrappes, doublefrappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу ноги;
· Ronddejambeenl, air – разрабатывает подвижность коленного сустава;
· Petitsbattements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги
· Battements developpes, relevelents, grand battements jetes – развиваетшаг, силубедра.
В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.
В результате систематических занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость, будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух ногах и на одной ноге.
Основная задача экзерсисов заключается в следующем:
§ У палки – первоначальное проучивание и отработка движений, разогрев костно-мышечного аппарата;
§ На середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).
Все упражнения экзерсисов проучиваются в двух направлениях (право, лево). Если движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок. Это необходимо для того, чтобы исключить механичность, которая вызывает утомление и падение интереса к уроку.
Следующей частью урока является adajio. Adajio – это большая и плавная танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes, медленных поворотов в позах (tourlent), portdebras, всевозможных renverse, grandfouette, toursна coudepiolsи туров в больших позах и т.д. В adajio усваивается характер , манера и техника. Необходимая для исполнения большой и плавной танцевальной фразы.
В последующей части урока – allegro- осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.
Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах. Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.
В adajio и в allegro рекомендуют делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этих частях урока требует максимального напряжения всех сил и это деление даёт возможность им отдохнуть, восстановить силы.
В классе девочек вводится танец на пальцах. Этот раздел обучения требует профессионального строения стопы, достаточно физического укрепления голеностопного сустава. Для учениц со слабыми ногами в раннем возрасте занятия на пальцах не рекомендуются.
Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм portdebras.
Каждая часть урока должна иметь свою кривую с постоянным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Подобное построение урока обуславливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сердечной и нервной деятельности.
Количество времени, которое планирует педагог-хореограф на изучение классического танца, зависит от места и конкретных условий работы.
Школа искусств -2 академических часа не менее 3-4 раз в неделю;
Любительский хореографический коллектив – 2академических часа не менее 2 раз в неделю.
На экзерсис у палки в младших классах тратят не менее 50 минут, в средних классах экзерсис у палки укорачивается примерно до 35 минут, в старших классах экзерсису у палки уделяется 20 минут.
Остальное время делится пополам на экзерсис на середине зала, adajio,в allegro.
Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.
Насыщенность, интенсивность урока зависит от готовности к нему педагога. Чёткое представление о структуре урока позволяет выдерживать деловой ритм. Не отвлекаться на длительные рассуждения, работать над ошибками всем классом и с отдельными учениками. Замечания одному ученику являются основой для самоанализа каждого учащегося в классе. Задание даётся чётко, спокойно и уверенно.
Основными педагогическими методами в изучении классического танца являются системность, последовательность, осознанность и наглядность.
Наглядность является основополагающим методом преподавания классического танца. Преподаватель любое движение показывает в заточенном виде, затем раскладывает его на составные элементы. Проучив движение поэтапно, его исполняют под музыкальное оформление в законченном виде, отрабатывая характер движения, художественный образ, соответствующий заданию.
Человеческий организм – сложный и тонкий инструмент, управление которым требует системности, последовательности, анализа достигнутых результатов. Физическая нагрузка вводится в классическом танце системно и последовательно в расчёте на определённые группы мышц, что способствует гармоническому развитию всего опорно-двигательного аппарата ученика и закреплению его моторной памяти, которая позволяет быстро и точно выполнять движение по словесному названию его педагогом.
Хореографическое обучение в области классического танца связано с физическими нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ученика, мешает воспринимать замечания педагога. Часто из-за физического напряжения учащиеся не слышат педагога, поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.
Следует избегать на уроках монотонности голоса. Монотонность речи утомляет нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует усвоению учебного материала, в результате чего у учащихся падает интерес к занятию.
Музыкальное оформление урока должно быть богатым, разнообразным, с использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-хореографа – научить учащихся, движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь максимального эмоционального слияния с ней.
Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый ученик любого возраста – личность. Задача педагога - уважительно относиться к этой личности и создать все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться с доброжелательностью. Знание возможностей ученика и их соответствие его физическим данным и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.
Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.
Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы ученик спокойно разобрался в технологии.
Педагогу необходимо проявить терпение и не «травмировать» замечаниями отстающих учеников. Веру в личность ученика, в его способности и желание к самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности. Все эти качества – залог успешного обучения хореографии.
Педагог заканчивает урок классического танца подведением итогов качества занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе и каждому учащемуся. Педагог благодарит за работу. Поклон учеников завершает урок, им они благодарят педагога, концертмейстера и прощаются с ними.
Затем преподаватель сам анализирует проведённый урок: выполнен ли план. Если нет – то определяет причину, оценивает качество усвоения материала учащимися. Данные фиксируются для сопоставления анализа следующих уроков с общим планом и программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического танца быстро и качественно освоить методику преподавания данного предмета и добиться эффективности в обучении и в воспитании учащихся.
Список используемой литературы:
1.Базарова Н.П., Мэй В.П. Азбука классического танца. – Издательство «Лань», 2006.- 289 с.;
2. Тарасов Н. И., Классический танец. - СПб.: Издательство «Лань»,2005.- 496 с.;
3. Ярмолович Л., Принципы музыкального оформления урока классического танца. М.: Искусство, 1986;
4. Нарская Т.Б. Классический танец.- Челябинск, 2004. – 156 с.;
5. Звёздочкин В.А. Классический танец.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с.;
6. Пасютинская В. Н. Волшебный мир танца.- Издательство «Просвещение», 1985.- 184 с.;
7. Меднис Н.В., Ткаченко С.Г. Классический танец. – Издательство «Лань», 2011.- 348 с.;
8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Искусство», 1963; 179 с.;
9. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов хореографов . –Издательство «Галерея», 1999.- 387с.