СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Высококолковская средняя  школа имени Героя Советского Союза А.М. Матросова МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области»


учитель начальных классов

Борисова Наталья Николаевна


Выступление на конференции «Приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников»



Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.

Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:

- осознанное чтение

- правильное ( безошибочное ) чтение

- выразительное чтение

- темп (скорость) чтения.

Задача данной статьи:

Раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие нашим учителям начальных классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов.

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника.

Используются следующие приёмы:

1)ответы на вопросы;

2)составление вопросов к тексту;

3)различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя)

4. Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)

Сначала: пересказ по вопросам ---- по плану---- с опорными словами ---- по самостоятельно составленному плану.

Далее связь с русским языком: - свободные диктанты

- изложения

- сочинения

Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева ,где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)


5.Выразительность чтения.

1) Образец чтения учителя;

2) Работа с партитурой текста: - учить ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);

- учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, // большие и психологические- перед словами, передающими напряжение.

- интонация голоса: повышение голоса / ,

понижение , монотон ---

- темп отмечать сбоку справа

( 1,2 строка- строго, умеренный темп

3,4 строка- радостно, средний темп)

Сначала расставить партитуру, потом читать.

Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.

6.Темп чтения.

С психологической точки зрения- это стресс. Наиболее спорный вопрос-проверять ли, требовать, а норматив есть в программе начальной школы.

Но это не предмет сегодняшнего разговора. Мы остановимся на методиках и технологиях по выработке темпа чтения.


Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева( показ брошюры)

а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)

б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)

в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)

г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )

д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).

Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.

е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).

ж ) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )

з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость ( а таких факторов по оценке психологов более 200).

Оптимальное чтение- это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста ребёнком.

Средняя скорость чтения диктора телевидения-130 слов в минуту.

Если ребёнок читает ниже 120(90) слов, ему необходимо для понимания перечитывать два, а то и три раза.


Методика Эдегей.

На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А.,учителя гимназии ( показ книги)

В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов,где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные,прилагательные,глаголы. И тексты,начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.


Методика Е.В.Заика.

Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».

Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.

Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.

Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.

Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.

В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.

- чтение строчек наоборот по словам;

- чтение строчек наоборот по буквам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.


Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.

Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка

  1. тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)

  2. самозамеры

  3. колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)

  4. должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).


Последнее, и главное.

Современные дети не хотят и не любят читать. Поэтому основная задача учителя- заинтересовать ребёнка и научить этому родителей


Интерес к чтению.

  1. литературные праздники, викторины;

  2. инсценирование, драматизация;

  3. просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;

  4. посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;

  5. тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;

  6. создание рукописного журнала «Звонок»;

  7. создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );

  8. работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!