СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции

«Приёмы, упражнения, методики по формированию

 навыка чтения у младших школьников»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


учитель начальных классов


Тетеревникова Ирина Кузьминична


Выступление на конференции

«Приёмы, упражнения, методики по формированию

навыка чтения у младших школьников»



Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.

Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:

- осознанное чтение

- правильное ( безошибочное ) чтение

- выразительное чтение

- темп (скорость) чтения.

Задача данной статьи:

Раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие нашим учителям начальных классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов.

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника.

Используются следующие приёмы:

1)ответы на вопросы;

2)составление вопросов к тексту;

3)различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя)

4. Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)

Сначала: пересказ по вопросам ---- по плану---- с опорными словами ---- по самостоятельно составленному плану.

Далее связь с русским языком: - свободные диктанты

- изложения

- сочинения

Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева ,где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)


5.Выразительность чтения.

1) Образец чтения учителя;

2) Работа с партитурой текста: - учить ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);

- учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, // большие и психологические- перед словами, передающими напряжение.

- интонация голоса: повышение голоса / ,

понижение , монотон ---

- темп отмечать сбоку справа

( 1,2 строка- строго, умеренный темп

3,4 строка- радостно, средний темп)

Сначала расставить партитуру, потом читать.

Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.

6.Темп чтения.

С психологической точки зрения- это стресс. Наиболее спорный вопрос-проверять ли, требовать, а норматив есть в программе начальной школы.

Но это не предмет сегодняшнего разговора. Мы остановимся на методиках и технологиях по выработке темпа чтения.


Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева( показ брошюры)

а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)

б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)

в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)

г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )

д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).

Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.

е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).

ж ) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )

з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость ( а таких факторов по оценке психологов более 200).

Оптимальное чтение- это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста ребёнком.

Средняя скорость чтения диктора телевидения-130 слов в минуту.

Если ребёнок читает ниже 120(90) слов, ему необходимо для понимания перечитывать два, а то и три раза.


Методика Эдегей.

На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А.,учителя гимназии ( показ книги)

В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов,где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные,прилагательные,глаголы. И тексты,начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.


Методика Е.В.Заика.

Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».

Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.

Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.

Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.

Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.

В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.

- чтение строчек наоборот по словам;

- чтение строчек наоборот по буквам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.


Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.

Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка

  1. тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)

  2. самозамеры

  3. колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)

  4. должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).


Последнее, и главное.

Современные дети не хотят и не любят читать. Поэтому основная задача учителя- заинтересовать ребёнка и научить этому родителей


Интерес к чтению.

  1. литературные праздники, викторины;

  2. инсценирование, драматизация;

  3. просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;

  4. посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;

  5. тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;

  6. создание рукописного журнала «Звонок»;

  7. создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );

  8. работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!