СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе по приобщению младших школьников к русской народной культуре. Из опыта работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе по приобщению младших школьников к русской народной культуре. Из опыта работы»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе по приобщению младших школьников к русской народной культуре. Из опыта работы»»

Доклад подготовила учитель начальных классов

Смирнова Марина Евгеньевна, МБОУСШ 2.

Выступление на конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе по приобщению младших школьников к русской народной культуре. Из опыта работы»


Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

         Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня,  как никогда наше прошлое».         

Современные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции, культуру, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении региональной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ. Формируя у школьников устойчивое отношение к культуре родной страны,   я создаю  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Одним из условий приобщения детей младшего школьного возраста к национальной культуре, является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе .

Организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, помогает разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности.

С помощью этих технологий можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например,  воспроизведение исполнения фольклорным коллективом песни, обряда)

- возможность включения игровых моментов, создания «ситуации успеха», сюрпризных моментов, включения игровых персонажей.

При проведении таких занятий активизируется психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление.

           В работе с детьми я использую  мультимедийные презентации

«Быт и традиции русского народа»;

«Народные праздники»;

 «Памятники родного города»;

 «Русская матрёшечка»;

«Народные гуляния»;

«Игрушки наших предков»; 

 «Русские народные песни»;

«Национальные наряды».  

         Данное средство повышает эмоциональную и познавательную активность детей, в презентации включаются не только изображения и текст, но и звук, видеофрагменты, эффекты анимации. В частности, применение компьютерных презентаций обеспечивает развитие наглядно - образного мышления, индивидуальный подход в обучении и воспитании, расширяет общий кругозор.

        Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает  излагать новый материал очень живо и увлекательно. Активно проходит работа со скороговорками, загадками, пословицами, сказками, используя интерактивную доску. Например:

«Составь пословицу»;

«Дополни пословицу, загадку»;

«Восстанови деформированный отрывок сказки»;

«Установи соответствие»;

«Убери лишнее» и т. д.

Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом.

        Ребята с интересом принимают участие в поиске информации, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет для подготовки сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, презентаций на различные темы этнографического направления. В данном случае   компьютер   является   информационно-обучающим   пособием,   а   учитель   —   координатором. В процессе демонстрации ученики приобретают опыт публичных выступлений.

         Процесс приобщения детей к народной культуре невозможен без использования одного из эффективных методов применения знаний на практике – игры.  Играть  всегда интересно, а с компьютером и подавно. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. В своей работе я использую ряд интерактивных игр, помогающих расширить и пополнить знания детей о быте и традициях русского народа : 

«Одень куклу в русский костюм»;

 «Кому что»;

«Четвёртый лишний»; 

«Народные промыслы»;

«Что означает это слово»;

«Угадай пословицу» и др.

            В знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством своего народа, которое является важнейшей составляющей в процессе приобщения детей к народной культуре, помогают виртуальные экскурсии в музеи  страны. Они дают возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Необходимо просто выйти на сайт музея .  Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями Дети знакомятся с народными промыслами, видят разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства, утварь и одежду наших предков, а затем свои знания смогут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

            Большое место в приобщении детей к  культуре занимают народные праздники и традиции, где всегда используется русский фольклор. Музыкальные возможности ИКТ в этом смысле уникальны. Благодаря интернет-ресурсам звучат русские народные песни, колыбельные, которые исполняются на русских народных иструментах, в исполнении профессиональных артистов. Дети с большим удовольствием и интересом воспринимают данный материал, который переносят в игровую и коммуникативную деятельность со сверстниками.

           Народное творчество остается интересным и привлекательным для современного ребенка. Именно использование современных информационно-коммуникативных технологий может активизировать приобщение современного поколения к народным традициям, культуре и позволит вызвать у школьников живой интерес к народной игрушке, русскому слову, истории родного края, к традициям и обычаям своего народа.