Доклад подготовила учитель начальных классов
Смирнова Марина Евгеньевна, МБОУСШ 2.
Выступление на конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе по приобщению младших школьников к русской народной культуре. Из опыта работы»
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как никогда наше прошлое».
Современные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции, культуру, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении региональной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ. Формируя у школьников устойчивое отношение к культуре родной страны, я создаю эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Одним из условий приобщения детей младшего школьного возраста к национальной культуре, является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе .
Организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, помогает разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности.
С помощью этих технологий можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение исполнения фольклорным коллективом песни, обряда)
- возможность включения игровых моментов, создания «ситуации успеха», сюрпризных моментов, включения игровых персонажей.
При проведении таких занятий активизируется психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление.
В работе с детьми я использую мультимедийные презентации:
«Быт и традиции русского народа»;
«Народные праздники»;
«Памятники родного города»;
«Русская матрёшечка»;
«Народные гуляния»;
«Игрушки наших предков»;
«Русские народные песни»;
«Национальные наряды».
Данное средство повышает эмоциональную и познавательную активность детей, в презентации включаются не только изображения и текст, но и звук, видеофрагменты, эффекты анимации. В частности, применение компьютерных презентаций обеспечивает развитие наглядно - образного мышления, индивидуальный подход в обучении и воспитании, расширяет общий кругозор.
Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Активно проходит работа со скороговорками, загадками, пословицами, сказками, используя интерактивную доску. Например:
«Составь пословицу»;
«Дополни пословицу, загадку»;
«Восстанови деформированный отрывок сказки»;
«Установи соответствие»;
«Убери лишнее» и т. д.
Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом.
Ребята с интересом принимают участие в поиске информации, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет для подготовки сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, презентаций на различные темы этнографического направления. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием, а учитель — координатором. В процессе демонстрации ученики приобретают опыт публичных выступлений.
Процесс приобщения детей к народной культуре невозможен без использования одного из эффективных методов применения знаний на практике – игры. Играть всегда интересно, а с компьютером и подавно. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. В своей работе я использую ряд интерактивных игр, помогающих расширить и пополнить знания детей о быте и традициях русского народа :
«Одень куклу в русский костюм»;
«Кому что»;
«Четвёртый лишний»;
«Народные промыслы»;
«Что означает это слово»;
«Угадай пословицу» и др.
В знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством своего народа, которое является важнейшей составляющей в процессе приобщения детей к народной культуре, помогают виртуальные экскурсии в музеи страны. Они дают возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Необходимо просто выйти на сайт музея . Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями Дети знакомятся с народными промыслами, видят разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства, утварь и одежду наших предков, а затем свои знания смогут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.
Большое место в приобщении детей к культуре занимают народные праздники и традиции, где всегда используется русский фольклор. Музыкальные возможности ИКТ в этом смысле уникальны. Благодаря интернет-ресурсам звучат русские народные песни, колыбельные, которые исполняются на русских народных иструментах, в исполнении профессиональных артистов. Дети с большим удовольствием и интересом воспринимают данный материал, который переносят в игровую и коммуникативную деятельность со сверстниками.
Народное творчество остается интересным и привлекательным для современного ребенка. Именно использование современных информационно-коммуникативных технологий может активизировать приобщение современного поколения к народным традициям, культуре и позволит вызвать у школьников живой интерес к народной игрушке, русскому слову, истории родного края, к традициям и обычаям своего народа.