СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Проблема воспитания лидеров детских общественных объединений»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Проблема воспитания лидеров детских общественных объединений»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Проблема воспитания лидеров детских общественных объединений»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»


Тимофеева Екатерина Алексеевна,

педагог дополнительного образования



Выступление на конференции «Проблема воспитания лидеров детских общественных объединений»


В современном обществе существует потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро адаптироваться к меняющимся социальным условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. А молодые люди, в свою очередь, должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться преодолевать и решать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости и противостоять негативным влияниям.

Особую роль в решении этой задачи играют детские общественные объединения, в которых каждый молодой человек имеет возможность развивать свои интересы и способности, в полной мере раскрыть себя, проявить творчество и инициативу, реально участвовать в значимых для себя и общества делах. Занимая часть жизненного времени детей, детские организации, удовлетворяют потребности в признании, достижении, общении, понимании, заботе, защите, разнообразной деятельности; способствуют определению будущих жизненных планов, социального и профессионального самоопределения; предоставляют разносторонние возможности в плане организации свободного времени, учат строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Успех деятельности детских общественных организаций, реализация всех планов во многом зависит от активности ребячьих «вожаков» - лидеров, способных повести за собой, пробудить интерес к делу.

Что необходимо сделать, чтобы развить в детях лидерский потенциал, как научить организаторским навыкам? Попробуем ответить на эти вопросы.

Прежде всего, необходимо создать необходимые педагогические условия:

  • Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал.

  • Создание самоуправления, которое может служить источником разных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

  • Создание условий для обучения в различных формах (игры, упражнения, тренинги, лидер-сборы) как основного вида деятельности, формирование познавательного интереса.

  • Формирование коллектива (развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться).

  • Личность педагога (старшего вожатого). Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

В детских организациях проблеме воспитания лидерства уделяется большое внимание. Очень интересны и привлекательны для подростков детские объединения, клубы и школы, работающие по программам «Новый поворот», «Лидер», «Вожатское мастерство», «Психологическая культура лидера», «Я – лидер», «Секреты организатора», «Наш выбор» и др. Такие программы дают подросткам – лидерам возможность проверить собственные знания и умения, удовлетворяют потребности в самоутверждении и общественном признании через активное участие в различных видах обучающих занятий.

А обучение в таких объединениях интересно и доступно, т.к. форма занятий значительно отличается от уроков в школе. Здесь используются тренинговые и игровые занятия, мини-лекции, приготовленные самими ребятами, деловые и ролевые игры, дискуссионные программы, КТД и т.д.

Особой формой организации обучения и практики для лидеров являются сборы-учебы и профильные смены актива детских общественных объединений в детских оздоровительных лагерях. В течении смены участники имеют возможность:

  1. Реализовать индивидуальные интересы, потребности, получать определенные знания, навыки и умения.

  2. Приобрести опыт общения, получить знания и практические навыки организации различных дел и мероприятий, участвуя в работе малых групп.

  3. Реализовывать свои творческие и художественные способности, участвуя в подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий.

  4. Реализовать лидерский потенциал, получить навыки организаторской деятельности, включиться в процесс управления, войдя в состав органов самоуправления лагеря, отряда.

  5. Получить навыки эффективного бесконфликтного общения, включаясь в дискуссии, деловые и ролевые игры по различной тематике.

Кроме хорошего отдыха, интересно проведенного времени, лидеры детских организаций узнают о работе других детских организаций и объединений, знакомятся с их программами и делами, становятся авторами новых проектов и интересных задумок, которые потом сами претворяют в жизнь.

Опыт показывает, что подобные встречи актива являются мощным толчком для активизации деятельности детских объединений на местах, сплачивают и объединяют детей, дают им ощущение принадлежности к детскому движению, чувство социальной защищенности. Возвращаясь в свои объединения, школы лидеры проводят аналогичные учебные и тренинговые занятия, социально-значимые дела, досуговые мероприятия, выступая теперь уже в роли главных инициаторов и организаторов.

Таким образом, детские общественные объединения выступают условием развития социальной активности детей и подростков, подготовки их к жизни как будущих полноправных граждан России. Члены детских общественных объединений предпочитают активные формы деятельности, проявляют стремление самоутвердиться, повысить свою самооценку и статус объединения. Они обладают стремлением к самореализации, расширению своих социальных ролей, стремятся наполнить свою жизнь и жизнь объединения социально-значимым смыслом.