Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»
Тимофеева Екатерина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Проблема воспитания лидеров детских общественных объединений»
В современном обществе существует потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро адаптироваться к меняющимся социальным условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. А молодые люди, в свою очередь, должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться преодолевать и решать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости и противостоять негативным влияниям.
Особую роль в решении этой задачи играют детские общественные объединения, в которых каждый молодой человек имеет возможность развивать свои интересы и способности, в полной мере раскрыть себя, проявить творчество и инициативу, реально участвовать в значимых для себя и общества делах. Занимая часть жизненного времени детей, детские организации, удовлетворяют потребности в признании, достижении, общении, понимании, заботе, защите, разнообразной деятельности; способствуют определению будущих жизненных планов, социального и профессионального самоопределения; предоставляют разносторонние возможности в плане организации свободного времени, учат строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Успех деятельности детских общественных организаций, реализация всех планов во многом зависит от активности ребячьих «вожаков» - лидеров, способных повести за собой, пробудить интерес к делу.
Что необходимо сделать, чтобы развить в детях лидерский потенциал, как научить организаторским навыкам? Попробуем ответить на эти вопросы.
Прежде всего, необходимо создать необходимые педагогические условия:
Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал.
Создание самоуправления, которое может служить источником разных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
Создание условий для обучения в различных формах (игры, упражнения, тренинги, лидер-сборы) как основного вида деятельности, формирование познавательного интереса.
Формирование коллектива (развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться).
Личность педагога (старшего вожатого). Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
В детских организациях проблеме воспитания лидерства уделяется большое внимание. Очень интересны и привлекательны для подростков детские объединения, клубы и школы, работающие по программам «Новый поворот», «Лидер», «Вожатское мастерство», «Психологическая культура лидера», «Я – лидер», «Секреты организатора», «Наш выбор» и др. Такие программы дают подросткам – лидерам возможность проверить собственные знания и умения, удовлетворяют потребности в самоутверждении и общественном признании через активное участие в различных видах обучающих занятий.
А обучение в таких объединениях интересно и доступно, т.к. форма занятий значительно отличается от уроков в школе. Здесь используются тренинговые и игровые занятия, мини-лекции, приготовленные самими ребятами, деловые и ролевые игры, дискуссионные программы, КТД и т.д.
Особой формой организации обучения и практики для лидеров являются сборы-учебы и профильные смены актива детских общественных объединений в детских оздоровительных лагерях. В течении смены участники имеют возможность:
Реализовать индивидуальные интересы, потребности, получать определенные знания, навыки и умения.
Приобрести опыт общения, получить знания и практические навыки организации различных дел и мероприятий, участвуя в работе малых групп.
Реализовывать свои творческие и художественные способности, участвуя в подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий.
Реализовать лидерский потенциал, получить навыки организаторской деятельности, включиться в процесс управления, войдя в состав органов самоуправления лагеря, отряда.
Получить навыки эффективного бесконфликтного общения, включаясь в дискуссии, деловые и ролевые игры по различной тематике.
Кроме хорошего отдыха, интересно проведенного времени, лидеры детских организаций узнают о работе других детских организаций и объединений, знакомятся с их программами и делами, становятся авторами новых проектов и интересных задумок, которые потом сами претворяют в жизнь.
Опыт показывает, что подобные встречи актива являются мощным толчком для активизации деятельности детских объединений на местах, сплачивают и объединяют детей, дают им ощущение принадлежности к детскому движению, чувство социальной защищенности. Возвращаясь в свои объединения, школы лидеры проводят аналогичные учебные и тренинговые занятия, социально-значимые дела, досуговые мероприятия, выступая теперь уже в роли главных инициаторов и организаторов.
Таким образом, детские общественные объединения выступают условием развития социальной активности детей и подростков, подготовки их к жизни как будущих полноправных граждан России. Члены детских общественных объединений предпочитают активные формы деятельности, проявляют стремление самоутвердиться, повысить свою самооценку и статус объединения. Они обладают стремлением к самореализации, расширению своих социальных ролей, стремятся наполнить свою жизнь и жизнь объединения социально-значимым смыслом.