СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» города Димитровграда


учитель



АНИСИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Выступление на конференции «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»


Технология – конкретная система целей, принципов, форм, методов, используемых с учетом конкретных учащихся и условий организации учебного процесса. При этом, применение педагогических технологий должно, прежде всего, гарантировать достижение обучающимися более высоких результатов в учебной деятельности по сравнению с традиционными методами обучения.

Педагогическая технология – понятие уже не новое и не однозначное, имеет своих и последователей, и противников. Но, я считаю, не стоит категорично относиться к различным инновациям в образовании. Любая из технологий в производстве или в педагогике имеет способность к унифицированию и адаптации к определенным условиям.

Следовательно, всегда есть возможность у творчески работающего педагога сделать свой выбор акцентов при работе по какой-либо из предлагаемых технологий. Важно не упустить при этом педагогических задач: создавать реальные условия для самореализации и самоактуализации личности ребенка и не допускать психической и физиологической перегрузки.

Учащиеся с интеллектуальной положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изде­лия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны.

Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

- школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;

- учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);

- учащиеся с преимущественным нарушением исполнительной стороны тру­довой деятельности

- школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны тру­довой деятельности;

- учащиеся с одновременным нарушением двух-трех сторон трудовой дея­тельности.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи­ческого и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с уче­том интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструмен­тами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обуче­ния учащиеся достигают осознания соб­ственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Как уже говорилось выше, проектный метод или его элементы можно использовать при изучении любой темы по столярному делу, но сейчас мне хотелось бы остановиться на использовании проектных методик при подготовке учащихся к государственному квалификационному экзамену, который в нашей школе традиционно проходит в форме защиты учащимися выпускного класса своих экзаменационных изделий. Этому предшествует долгая подготовка, которая начинается с выбора темы проекта каждым учащимся.

Для наиболее эффективного выполнения проектов учащимися я, как учитель, обязан учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, сре­ди которых наиболее существенными являются следующие:

- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

- интерес школьников к проблеме;

- практическая направленность и значимость проекта;

-практическая осуществимость проекта;

- существенными условиями учебной проектной деятельности являются:

- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

- соответствие учебной задачи инди­видуальным возможностям учащихся;

- наличие необходимых материально-технических средств;

- соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо­ваниям;

- обеспечение безопасных условий труда;

- использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;

- применение природных материалов и отходов производства;

- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы я имею «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволя­ет мне проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!