Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»
педагог-психолог
Лазарева Ольга Геннадьевна
Выступление на конференции «Психолого-педагогическое сопровождение студентов в образовательном пространстве техникума»
Приоритетной задачей в работе педагога-психолога учреждений начального и среднего профессионального образования является организация и сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого субъекта в конкретной образовательной среде.
Помимо этого под сопровождением понимается организованная психолого-педагогическая помощь и поддержка обучающихся с целью повышения эффективности и качества их обучения и воспитания.
Процесс психологического сопровождения представляет собой не только непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у обучающихся психологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему. Специалист службы сопровождения координирует деятельность всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, педагогов и родителей в решении возникающих в ходе образовательного процесса проблем.
Деятельность службы психологического сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого обучающегося и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. Принципами психологического сопровождения является положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития, а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зрения педагога. Служба сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность их в решение определенных задач.
В психологическом сопровождении выделяют следующие направления:
Организация среды: материальной, методической, психологической;
Помощь непосредственно обучающемуся;
Помощь преподавателям;
Работа с родителями;
Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.
По М. Битяновой, смысл сопровождающей деятельности психолога образовательного учреждения заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:
- диагностики существа возникшей проблемы;
- информации о проблеме и путях ее решения;
- консультации на этапе принятия решения и выработки плана проблемы;
- первичной помощи на этапе реализации плана решения;
Основные принципы психологического сопровождения:
Ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий объект обладает только совещательными правами;
Приоритет интересов сопровождаемого;
Непрерывность сопровождения;
Мультидисциплинарность сопровождения.
Психолог в этом процессе не просто наблюдатель, стоящий рядом: он активен, так как создает оптимальные социально-психологические условия для развития не только обучающихся, но и педагогов и родителей.
В настоящее время необычайно актуально возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения». Связано это с необходимостью создания условий полноценного развития и реализации личности всех участников образовательного процесса.
В нашем техникуме разработана и действует программа психолого-педагогического сопровождения, которая состоит из пяти базовых блоков:
1 блок «Абитуриент» -профориентационная работа;
2 блок «Адаптация» – работа по выявлению уровня адаптации к условиям нового учебного заведения;
3 блок «Первокурсник»;
4 блок «Комфортная образовательная среда» - диагностические, коррекционно-развивающие, профилактические мероприятия и программы, а также консультирование по различным проблемам и вопросам;
5 блок «Профессиональное становление. Выпускник».
Одной из трудностей, с которой придется справляться, является комплектование контингента обучающихся, обладающих необходимыми профессиональными качествами, которые предъявляются к будущим специалистам. В связи с этим, правильно построеная профориентационная работа способствует эффективной реализации задатков и способностей человека, обеспечивает гармоничное сочетание интересов конкретной личности и общества.
Педагог-психолог во время работы приемной комиссии проводит собеседование с абитуриентами, их консультирование, в ходе чего уточняется их профессиональная направленность, исходя из их устойчивых личностных характеристик. Разработана специальная «Анкета абитуриента» и «План индивидуальной беседы» (памятка специалисту приемной комиссии).
На последующих этапах профессионального самоопределения, в процессе овладения обучающимися выбранной специальностью, проводятся диагностические мероприятия, основной задачей которых является определение соответствия психологических, психофизиологических, медико-физиологических характеристик требованиям выбранной профессиональной деятельности, а также оптимальное удовлетворение их запросов по поводу условий и режима труда и относительно предполагаемой сферы их деятельности. (диагностический инструментарий: опросник Г. Айзенка, определение акцентуаций характера; тест «Формула темперамента» А. Белова; опросник Кеттела (юношеский вариант), определение личностных особенностей; методика Голланда, ДДО, «карта интересов», дифференцированная диагностика профессиональной направленности и др.)
На этапе выявления уровня адаптации к новому образовательному учреждению, помимо определенных диагностических исследований, совместно с мастерами производственного обучения и педагогами заполняются так называемые «Карты экспертных оценок» на первокурсников, в которых оцениваются их успеваемость по предметам, мотивация к учению, профессиональная направленность, морально-нравственные качества, межличностное общение, дисциплинированность и др., так же проводится специальное анкетирование, имеющее аналогичные задачи. В результате определяется комплекс адаптационных проблем, имеющихся у ребят. Далее с этими обучающимися проводится индивидуальная и групповая работа, они находятся в зоне особого внимания (отслеживаются их учебные, личные проблемы, проживание в общежитии, ведется диалог с мастерами п/о и преподавателями). И конечно проводится дополнительная диагностика, направленная на профилактику различных отклонений в поведении, обучении, личностном становлении, по показаниям обучающиеся включаются в работу коррекционных групп (поведенческие проблемы, проблемы межличностного взаимодействия, нарушение морально-нравственных норм и правил и др.). На данном этапе также проводится обучающий практикум «Шесть шагов уверенности в себе».
Комплекс мероприятий блока «Первокурсник» направлен на успешное вхождение ребят в студенческий коллектив колледжа, раскрытие и реализацию их личностного потенциала, творческих способностей и возможностей. Работа этого блока включает применение психологических игр («Вверх по радуге», «Таинственный друг», «Островитяне» и др.), психологических акций («Раскрась свой мир», «Расскажи мне обо мне», «Колледж без агрессии» и др.), тренинговых мероприятий, творческих конкурсов («Виват, Первокурсник!», «Дерзайте, Вы талантливы!»). Для родителей первокурсников организуются специальные групповые и индивидуальные консультации специалистов социально-психологической службы, а также работа психологического практикума «Слагаемые взаимопонимания», в конце учебного года проводится психолого-педагогическая конференция, подводящая итоги (успехи и неудачи, трудности и радости педагогические находки и открытия, пожелания и новые планы ) прошедшего первого года обучения.
Блок «Комфортная среда образования». Этот блок самый обширный, он включает в себя работу программ, проектов, объединений, направленных на оказание действенной помощи всем участникам образовательного процесса в реализации их личностных, творческих, профессиональных планов, решении возникающих проблем и трудностей. (семинар для педагогов и мастеров п\о «Обучающиеся с осложненным поведением. Способы эффективного взаимодействия», программа повышения психологической компетентности педагогов «5+ 1» , ежегодная конференция «Здоровье, как общечеловеческая ценность», акция «Книжная полка. Возможности Психологии»- подборка и презентация психологической литературы, востребованной среди студентов, педагогов, родителей, выпуск информационно-просветительских листовок «Подсказки для родителей подростков», работа дискуссионного клуба «Твой взгляд», проект «Возрождение» -духовно-нравственное становление студентов колледжа, взаимодействие с молодежным православным движением «Пересвет», психологические модули «Развитие эмоциональной грамотности», «Развитие самосознания», «Позитивное мироощущение», «Мир жизни- техникум», «Развитие терпимости, позитивного мышления и уверенности в себе», проведение тематического психологического исследования «Связь современных молодежных модификаций тела с проблемным поведением молодых людей», проект «Солнечный круг»-обучение участников студенческого волонтерского отряда техникума по программе «Твой выбор» с последующим привлечением их к реабилитационной работе со студентами техникума, находящимися в сложном социальном положении.
5 блок «Профессиональное становление. Выпускник»
Работа данного блока включает в себя лекции, беседы, тренинговые занятия, психологические игры, встречи с выпускниками техникума, достигшими успехов в своей профессиональной деятельности, проведение ежегодного «Дня карьеры», а также в работе психолого-правового практикума «Выходим «в люди» или правила безопасного передвижения по рынку труда для молодого специалиста».