СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Развитие координационных способностей обучающихся на занятиях кикбоксингом с использованием координационной лестницы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Развитие координационных способностей обучающихся на занятиях кикбоксингом с использованием координационной лестницы»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Развитие координационных способностей обучающихся на занятиях кикбоксингом с использованием координационной лестницы»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»


Измалкин Никита Сергеевич,

педагог дополнительного образования


Выступление на конференции «Развитие координационных способностей обучающихся на занятиях кикбоксингом с использованием координационной лестницы»



В настоящее время при подготовке юных спортсменов, а в частности кикбоксеров, многие тренера на начальных этапах подготовки большое влияние уделяют воспитанию и развитию силовых, функциональных, скоростных способностей, и за счет этого уделяют меньше внимания координационным способностям. Не стоит забывать о том, что самый лучший возврат для развития координационных способностей - 7-12 лет. По этому, на этапе начальной подготовке, необходимо активно развивать координационные способности, чем координирование будут спортсмены, тем проще им будет овладевать техническими действиями, и их движения во время боя будут более разнообразны и техничны.

Двигательно-координационные способности - это сложное комплексное качество, которое характеризуется, во-первых, способностью быстро осваивать двигательные действия, и во-вторых, способностью быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Координационные способности кикбоксера проявляются, прежде всего, в действиях в бою постоянно меняющихся ситуациях в ринге, передвижения связанные с ведением поединка, ударами руками и ногами, защитными действиями, требуют от бойцов самого широкого проявления ловкости, то есть целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий или изменять параметры освоенного действия в соответствии с требованиями меняющихся условий. Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходит на разных этажах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие («фоновые») уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживающих исполнительские, или моторные, стороны движений [2, 3, 4].

Известно, что у детей зоны интенсивного психомоторного развития наблюдаются в разные возрастные сроки, то есть каждый возраст имеет свои особенности, свой уровень сенситивности. Последний является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных форм двигательно-координационных способностей. В частности, В.К. Бальсевич считает возрастной интервал от 7-12 лет в разные его периоды, сенситивным для развития практически всего спектра двигательных и коор­динационных способностей.

Координационные способности представляют собой свойства организма воспроизвести двигательные действия в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи. Координационные способности направлены на способность целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного движения или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий. С точки зрения физиологии сущность координации заключается в согласовании деятельности отдельных органов и систем в целостном, физиологическом акте [5, 6].

В качестве средств воспитания координационных способностей могут быть использованы в принципе самые разные физические упражнения, если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значи­тельных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодо­левать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действия становится привычным и всё больше за­крепляется связанными с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных способностей.

При воспитании координационных способностей, как считает Л.П. Матвеев (1998) целесообразно использовать методические приемы, предъяв­ляющие повышение требования к координации движений.

1. Внесение строго регламентированного изменения в отдельные па­раметры привычного действия или смена способа его выполнения.

а) введение необычных исходных положений;

б) изменение скорости или темпа движений;

в) зеркальное выполнение упражнений,

г) смена выполнения действия, конструирование нового способа его выполнения.

2. Комбинаторное варьирование движений, действий.

а) усложнение привычного действия добавочными движениями;

б) комбинирование привычных действий в непривычных сочетаниях.

3. Изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычно формы координации движений.

а) введение дополнительных объектов действия, и сигнальных раз­дражителей, требующих срочной перемены действий;

б) направленное варьирование внешних предметов отягощений;

в) изменение пространных границ, в которых выполняется действие;

г) использование различного оборудования и естественных средовых
условий для решения диапазона вариативности двигательных навыков.

Специфическое проявление координационных способностей разнооб­разны, и их необходимо целенаправленно развивать и совершенствовать [7, 9, 10].



Координационные способности - ведущее качество для спортсменов. Они проявляются в особой легкости, координированности, точности и пластичности движений. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Они тем выше, чем большим количеством двигательных навыков владеет спортсмен: он меньше контролирует свои движения и варьирует их.

Под ловкостью принято понимать способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией во время боя. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявлении быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение различными приемами [1, 8, 9].

Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения.

Для развития координационных способностей хорошо подходит, так называемая - координационная лестница: ее можно использовать для тренировок на всех этапах подготовки спортсменов, она проста в использовании, низкая цена и возможность сделать ее своими руками.

Так же при выполнении прыжковых упражнений, она способствует развитию взрывной силы ног, укреплению голеностопного сустава (что очень важно при занятиях кикбоксингом). Упражнений и вариаций выполнений на координационной лестнице очень разнообразны, они не будут скучны для детей.

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно научиться делать правильно, а потом уже выполнять на скорость.

При выполнении упражнений на скорость работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками – с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой.

В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно, как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнений проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С «висящими» или зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет.

Предоставляю Вам простой комплекс упражнений на координационной лестнице, для занимающихся на этапе начальной подготовке.



Упражнение №1 – «классики».

Начните выполнять упражнение, заняв исходную позицию внизу лестницы, ноги на ширине плеч.

• Прыгните вперед, оттолкнувшись двумя ногами, и приземлитесь в первый сектор лестницы на левую ногу.
• Далее, оттолкнувшись левой ногой, снова прыгайте вперед, но приземляйтесь уже на две ноги.
• Снова отталкиваемся двумя ногами, прыгаем вперед и приземляемся на правую ногу.
• Отталкиваясь только правой ногой, прыгаем вперед и приземляемся на две ноги. Это – 1 цикл. Повторяйте этот цикл, пока лестница не закончится.





Упражнение №2 – «внутрь-наружу».

• Начните упражнение, поставив ноги на ширине плеч перед началом лестницы.
• Шагните (не прыгните, а именно шагайте) в первую секцию лестницы сначала левой, а затем правой ногой.
• После того, как правая нога стала в первую секцию, немедленно поставьте левую ногу слева от следующей секции лестницы, затем – правую ногу – справа от лестницы.
• Снова, шагните левой ногой вовнутрь лестницы, а затем также шагните правой (как-бы вернитесь в предыдущее положение).
• Повторяйте эту схему перемещение до тех пор, пока лестница не закончится.



Упражнение №3 – «шаг в сторону».

• Начните упражнение, расположившись возле левого нижнего угла лестницы (раньше мы начинали упражнение, находясь по центру, а теперь нужно немного сместиться влево).
• Шагните на первую секцию левой ногой, и не останавливаясь сразу шагайте туда правой (как будто выполняете напрыжку, или остановку прыжком; в оригинале это движение называется «1-2 motion», минимизируйте время между каждым шагом).
• Теперь нужно переместиться вправо от текущей секции, снова поставив сначала левую, а затем правую ногу.
• Теперь шагните по диагонали влево-вверх, опять используя сначала левую, а затем и правую ногу.
• Перемещайтесь влево, выходя за пределы лестницы, сначала левой, а затем правой ногой. Вот мы и оказались в исходном положении.
• Продолжайте двигаться аналогичным образом до конца лестницы. Если Вы решили выполнить это упражнение несколько раз, то каждый раз начинайте движение с противоположной стороны лестницы, таким образом, ваша ведущая нога (в примере это левая нога) будет регулярно меняться.

 

Упражнение №4 – «Танго».

• Начните это упражнение став слева-внизу от лестницы (как и предыдущее упражнение).
• Переступите левой ногой через свою правую ногу, и станьте в середину первой секции.
• Дальше, не останавливаясь, поставьте правую ногу на уровне поперечной планки между первой и второй секцией, и сразу поставьте левую ногу возле правой.
• Это упражнение выполняется на счет 1-2-3, как в танце.
• Из этого положения, правая нога переступает через левую, и становится в центр второй секции лестницы, затем левая нога.

 

Упражнение №5 – «Пять шагов».

Это самое сложное упражнение, из всех представленных здесь, для его выполнения понадобится очень высокий уровень подготовки и врожденная ловкость. Но если Вы научитесь выполнять это упражнение плавно, не сбиваясь и на высокой скорости – большинство Ваших соперников просто не сможет успевать за Вашими перемещениями.
• Стартовая позиция – ноги на ширине плеч, стоим перед лестницей по центру.
• Правой ногой становимся справа от первой секции лестницы, практически одновременно с этим поставьте левую ногу в первую секцию лестницы.
• Правая нога перемещается к левой, после чего левая переходит во вторую секцию (т.е. шагает вперед), а за ней отправляется правая.
• Движение состоит из 5 шагов – это первая фаза. Вторая практически аналогичная этой, но движение начинается в левой ноги. Упражнение необходимо повторять на всей длине лестницы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бурцева М.Е. Упражнения в равновесии / М.Е. Бурцева // Физическая культура в школе. - 1991. - № П. - С. 23-26.

  2. Кузнецова, З.И. Когда и чему?: Критические периоды развития двигательных качеств / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе. - 1975. - № 1. - С. 7-10.

  3. Курманаевская, Т.Н. Формирование статокинетической устойчивости у старших школьников / Т.Н. Курманаевская, Ю.А. Чернов // Физическая культура в школе. – 1981. - №7. - С. 11-14.

  4. Любомирский, Л.Е. Управление движениями у детей и подро­стков /Л.Е. Любомирский. - М., 1984. - 180 с.

  5. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 2001. №4. – С. 6-10.

  6. Лях, В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1986. - №42. - С. 12-17.

  7. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки \Л.П. Матвеев. - М., 1997. - 360 с.

  8. Пьянков, Ю.П. Обучать управлению длиной бегового шага / Ю.П. Пьянков // Физическая культура в школе. - 1991. - № 9. - С. 11-12.

  9. Сагалаков, Л.Н. Комплексное развитие силы мышц и точности движений / Л.Н. Сагалаков // Физическая культура в школе. - 1989. - № 3. - С. 6-8.

  10. Филиппов, В.К. Ясно представить, прочувствовать, понять / В.К. Филиппов // Физическая культура в школе. - 1998. - № 1. - С. 5-7.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!