Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»
учитель начальных классов
Немцова Алина Сергеевна
Выступление на конференции «Развитие воображения младших школьников с ЗПР»
Закон РФ «Об образовании» ставит перед педагогами задачи всестороннего развития личности ребенка. Как показали исследования Л.С.Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, С.Л.Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.
Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых показали роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребенка.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете — наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить. По мнению Л.С. Выготского, необходимым условием для успешной игровой деятельности ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей.
В психолого-педагогической науке накоплен обширный материал по исследованию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста, но проблема особенностей и механизмов развития данной психической функции в процессе обучения детей младшего школьного возраста представлена недостаточно.
В ходе изучения данной проблемы были рассмотрены ключевые понятия по теме исследования: воображение и его развитие у детей младшего школьного возраста; особенности развития воображения детей с ЗПР, диагностики и методики изучения развития воображения у детей младшего школьного возраста; использование игровых приемов, методов работы по развитию воображения у детей в начальной школе.
Практическая часть исследования будет состоять в разработке и реализации цикла занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР; определение эффективности проведенных занятий.
Актуальность данной темы объясняется тем, что в настоящее время возникла потребность в новых методах диагностики и коррекции воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье.
Решение данной проблемы требует высокого педагогического мастерства от учителей, психологов, родителей, знание индивидуально-психологических особенностей развития каждого ребенка, умение подбирать необходимые методы диагностики и коррекции воображения в каждом конкретном случае.
Объектом исследования процесс развития воображения младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система методов и приемов диагностики и коррекции воображения детей.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических механизмов развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и коррекции воображения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития,
Гипотеза: мы предполагаем, что при организации образовательной работы с детьми, необходимо планировать диагностику и коррекционную работу во взаимосвязи, тогда это приведет к более продуктивным результатам в развитии воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР
Задачи исследования:
Дать характеристику воображения детей младшего школьного возраста;
Выявить основные особенности воображения ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
Подобрать игры, игровые упражнения для развития воображения, расширить и углубить научные представления об особенностях развития воображения старших дошкольников с ЗПР, посредством использования игр.
Исходным положением практической работы в процессе исследования является мысль известного психолога Л.С. Выготского о единстве в детском возрасте мышления, памяти и воображения и, развивая одно из звеньев триады, развиваются и остальные. Один из основоположников отечественной психологии считал игру отправной точкой психического развития ребенка, понимая при этом под игрой одну из "форм активной деятельности индивида неправленой на репродукцию и усвоение социального опыта, социальных ритуалов, социотрадиций, закрепленных в приемах объект-предметно-инструментально-операциональных действий, а также в предметах науки, искусства, литературы, культуры". [8, 65]
По мнению Л.С. Выготского, необходимым условием для успешной игровой деятельности ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей (ребенок видит одно, а представляет совсем иное). Именно игра способствует формированию в нем умения взглянуть на себя со стороны, отнестись к себе как к другому человеку, приспособить обстоятельства к своим эмоциям и состоянию, то есть адаптирует к современным условиям жизни.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. [18, 110]
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, О.И. Дьяченко, Э.В. Ильенкова, Н.В. Самсонова к проблеме развития процесса воображения детей посредством использования игр, и подобрать серию развивающих игр направленных на оптимизацию этого процесса.
Рекомендации по проведению развивающих игр:
1.Работа педагога с детьми не может осуществляться без установления с ними эмоционального контакта.
2. Необходимо стимулировать у детей с задержкой психического развития интерес к развивающим играм, так как сам он не появляется.
3. На одном занятии не следует проводить одну и ту же игру много раз подряд. Необходимо чередовать разные по форме задания.
4. Во время выполнения развивающих игр можно давать некоторые оценки относительно успешных действий ребёнка. Это нужно делать ненавязчиво, чтобы оценки не затрагивали личностных особенностей детей. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих.
5. Педагогу необходимо обращать внимание на колебание интереса детей, их утомляемость, использовать смену статических и подвижных игр. Смена деятельности избавит детей от усталости и скуки.
6. Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на дисциплине, то есть не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места», «не шуметь».
7. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Детям нравится находить сходство между сюжетами игр и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении. В описаниях игр приводятся примеры оживления разных игровых ситуаций. Педагог может использовать их по своему усмотрению.
Для развития вербального воображения детей с ЗПР, т. е. непосредственно связанного с речью предлагаем провести следующие развивающие игры:
1. Игра «Необычное животное». Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи. Оборудование: карточки с изображениями птицы, рыбы, кошки, зайца. Ход игры: педагог прикрепляет к магнитной доске карточки к игре и просит детей представить необычное животное, которое обладает некоторыми особенностями внешнего вида и способностями, присущими животным, изображенным на картинках. Затем предлагает детям придумать название необычному животному и составить о нем рассказ.
2. «Почему это произошло?». Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи. Ход игры: педагог предлагает детям назвать возможные причины возникновения каждой из заданных ситуаций. Например, если дана ситуация «Автобус остановился», то объяснения могут быть следующими:
- Автобус остановился у светофора.
—Автобус остановился, потому что подъехал к остановке.
—Автобус остановился из-за того, что закончился бензин.
— Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака. И т.п.
Стимульный материал:
Мужчина снял шляпу.
Девочка сидела на берегу реки.
Мальчик не принес из леса ни одного гриба.
В доме погас свет.
Все окна в квартире были распахнуты настежь.
Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку. Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.
3. «Исследовательские вопросы». Цель: развитие воображения, мышления, речи. Ход игры: педагог говорит детям: «Давайте выберем водящего. Водящий задумывает какой-нибудь предмет, а мы будем задавать ему вопросы, чтобы узнать, что он задумал. Водящий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет». Выигрывает ребенок, который первым угадал задуманный предмет. Он становится водящим, игра продолжается.
4. «Сказочный город». Цель: развитие воображения, мышления, речи. Ход игры: педагог говорит детям: «Представьте, что вы попали в сказочный город. Расскажите о нем». Дети поочередно рассказывают о своих фантазиях. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный и оригинальный образ сказочного города.
5. «Королевство сказок». Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе. Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка). Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги, простые и цветные карандаши. Каждый ребенок рисует любимого сказочного героя. По окончании рисования дети демонстрируют свои работы и рассказывают о характерах героев, изображенных на рисунках. Взрослый предлагает детям представить, что все сказочные персонажи живут в одном королевстве, и сочинить об этом сказку. Дети, принимая во внимание черты характера героев (Буратино — шалун, Красная шапочка — добрая и доверчивая. Золушка — заботливая и скромная и т.п.), подбирают им подходящие профессии, увлечения и составляют коллективную сказочную историю. Взрослый следит за тем, чтобы персонажи взаимодействовали в воображаемых событиях.
Игры для развития невербального воображения подобранны по трем направлениям:1) игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т. п.)2) игры предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.3) артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений.1) Создание образов на основе заданных элементов.
Игра «Орнамент». Цель: развитие воображения, графических навыков, художественного вкуса, знакомство с этническими орнаментами.
Оборудование: образцы орнаментов, характерных для различных этнических культур; карточки с изображением незаконченного орнамента (по количеству детей); набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка). Ход игры: педагог рассказывает детям о различных способах украшения изделий народного промысла, объясняет назначение орнаментальных украшений, показывает варианты узоров, характерных для той или иной этнической культуры, и способы рисования орнамента. Затем он раздает детям карточки к игре и говорит: «Теперь вы знаете, как можно создать при помощи ритмически повторяющихся элементов красивый орнамент. Рассмотрите незаконченные узоры, дополните их и раскрасьте цветными карандашами (красками)». Выигрывает ребенок, который создал на основе предложенного шаблона самый красивый орнамент.
2. Игра «Незаконченные рисунки». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: демонстрационные карточки с незавершенными контурными изображениями предметов. Ход игры: педагог поочередно показывает карточки к игре. Дети отгадывают, что на них изображено. Тот, кто первым даст правильный ответ, получает фишку (пуговицу, геометрическую фигурку, вырезанную из бумаги, и пр.).
3. Игра «Силуэты фигур». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса. Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка). Ход игры: педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. 1) Дорисуйте то, что необходимо, и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изображения создал наиболее детальный и красочный образ.2) Создание самостоятельных образов.
4. Игра «Два признака». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: лист бумаги, набор цветных карандашей, мелков, фломастеров (для каждого ребенка). Ход игры: педагог просит детей изобразить то, что может быть одновременно:
а) пушистым и зеленым;
б) прозрачным и голубым;
в) сильным и добрым;
г) звонким и громким;
д) сладким и легким;
е) ядовитым и красивым и т.д.
Выигрывает ребенок, который нарисовал большее количество объектов, для которых характерны заданные признаки.
5. Игра «Изменяющийся рисунок». Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и набор цветных мелков. Ход игры: педагог предлагает первому игроку задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.
Артистические игры.
1. «Изобрази без предмета». Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений. Ход игры: педагог предлагает детям, проявив фантазию, поочередно продемонстрировать следующие движения (без предметов):
· вдеть нитку в иголку;
· пришить пуговицу;
· подбросить и поймать мяч;
· наколоть дрова;
· заточить карандаш;
· остричь ногти ножницами;
· несколько раз перелить воду из одного стакана в другой;
· перенести предмет с одного места на другое;
· понюхать яблоко, апельсин, розу, лук, нашатырный спирт;
2. Игра «Превращения предметов». Цель: развитие воображения и мышления, совершенствование выразительных движений. Оборудование: предметы обихода (посуда, инструменты, игрушки и т. п.). Ход игры: педагог показывает детям какой-нибудь из предметов, подобранных для игры, и предлагает пофантазировать – представить в какую из вещей его можно превратить. Он просит не говорить о своих фантазиях вслух, а поочередно изобразить задуманное при помощи имитации действий с воображаемым предметом.
Таким образом, можно сделать вывод: необходима систематическая и целенаправленная работа по оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных развивающих игр, постоянное обновление игр, находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.