Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Результаты исследовательского проекта «Влияние занятий бадминтоном на социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта»»»
Областное государственное казенное учреждение дополнительного образования «Ульяновская спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва»
Иванов Максим Юрьевич,
тренер-преподаватель
Выступление на конференции «Результаты исследовательского проекта «Влияние занятий бадминтоном на социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта»»
Цель исследования – изучить и конкретизировать взаимосвязь занятий бадминтоном и показателей социальной адаптации школьников с нарушениями интеллекта.
Материалы и методы
Материалами для исследования послужили
данные комплексного обследования выборки учащихся с нарушениями интеллекта.
Выборку исследования составили учащиеся в количестве 35 человек 13‒15 лет, занимающиеся в секции бадминтона. Участники исследования
имеют диагнозы умственной отсталости легкой степени, расстройств учебных навыков, системного нарушения речи. В исследовании были использованы методы анализа документации, педагогического наблюдения, психологического тестирования (тест КОС-2 (Коммуникативные и
организаторские склонности)), социометрический метод. Проведенное исследование имело срезовый характер. Полученные в нем данные
были обработаны при помощи корреляционного анализа. Исследование было проведено в мае 2023 года.
Результаты исследования
После проведения организованного нами исследования влияния занятий бадминтоном на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта были получены количественные данные:
‒ о стаже занятий бадминтоном участников исследования;
‒ о результативности занятий бадминтоном участников исследования;
‒ об особенностях коммуникативной сферы личности участников исследования (уровень развития коммуникативных и организаторских
склонностей);
‒ о внутригрупповом статусе участников исследования;
Результаты педагогического наблюдения носили качественно-описательный характер.
Поскольку основной целью исследования является изучение и конкретизация взаимосвязи занятий бадминтоном и показателей социальной
адаптации школьников с нарушениями интеллекта, был проведен корреляционный анализ, характеризующий наличие и тип взаимосвязей
между показателями, касающимися игры в бадминтон, и показателями социальной адаптации школьников с нарушениями интеллекта (социометрического статуса). Это, на наш взгляд, объясняется тем, что, участвуя в соревнованиях, школьники с нарушением интеллекта больше и
чаще, чем их сверстники, не занимающиеся спортом, общаются, причем не только со сверстниками, но и со взрослыми – тренерами, судьями, организаторами соревнований и пр., что не
может не способствовать развитию их коммуникативной компетентности. Победы в соревнованиях школьников с нарушениями интеллекта
привлекают внимание сверстников и взрослых,
что способствует росту популярности и, как
следствие, социометрического статуса в группе.
Но, как показал проведенный корреляционный анализ, исследованные показатели, характеризующие занятия бадминтоном школьников
с нарушениями интеллекта, не имеют статистически достоверных взаимосвязей с показателем
развития их организационных склонностей.
В данном случае можно предположить, что, несмотря на то что учебно-тренировочный процесс
и соревновательная деятельность по бадминтону
предполагают активное взаимодействие и общение школьников с нарушениями интеллекта, это
взаимодействие и общение организуется и
направляется взрослыми – тренером, педагогами,
родителями, поэтому возможности развития организаторских склонностей школьников с нарушениями интеллекта, занимающихся в секции
бадминтона, ограничены.
При этом из таблицы 1 можно заметить, что
стаж занятий бадминтоном в большей мере влияет на развитие коммуникативных склонностей
школьников с нарушениями интеллекта, в то
время как количество побед в соревнованиях по
бадминтону в большей мере оказывает влияние
на рост социометрического статуса школьников с
нарушениями интеллекта. Все это подтверждается и результатами педагогического наблюдения
за школьниками с нарушениями интеллекта, проведенного в их повседневной учебной деятельности: участники исследования, занимающиеся в
секции бадминтона, чаще вступают в контакты
со сверстниками, способны обсуждать общие
интересы (предстоящие соревнования, события
тренировочного процесса и т. п.), в классе у
школьников с нарушениями интеллекта есть друзья, они объединяют вокруг себя других ребят.
Таким образом, было эмпирически доказано
положительное влияние занятий бадминтоном
школьников с нарушениями интеллекта на процесс и результат их социальной адаптации. Это
еще раз подчеркивает необходимость пристального внимания к методически грамотной организации занятий бадминтоном для школьников
с нарушениями интеллекта с учетом особенностей здоровья и психологических особенностей
данной группы учащихся. На этой основе были
сформулированы методические рекомендации,
касающиеся того, что:
‒ необходимо создавать благоприятные условия для занятий бадминтоном школьников
с нарушениями интеллекта как в материальнотехническом плане, так и в плане поддержки и
позитивного отношения со стороны педагогов и
родителей;
‒ важно обеспечить благоприятный социально-психологический климат на занятиях по бадминтону, поощряя положительное взаимодействие занимающихся школьников с нарушениями
интеллекта – их стремление к совместной деятельности, взаимопомощи, взаимоподдержке и
т. п.;
‒ большое значение имеет специальная дефектологическая подготовка тренеров по бадминтону, работающих со школьниками с нарушениями интеллекта.
Заключение
В результате организованого эмпирического
исследования влияния занятий бадминтоном на
социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта был сделан ряд выводов:
‒ в настоящее время присутствует дефицит
исследований в области влияния занятий бадминтоном на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта;
‒ была доказана статистически достоверная
взаимосвязь между показателями занятий бадминтоном и показателями социальной адаптации
школьников с нарушением интеллекта: чем более длительное время школьники занимаются
бадминтоном, чем больше они одерживают побед в соревнованиях, тем лучше развиты их коммуникативные способности и тем выше их статус
в группе сверстников.