Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова» (ОГБПОУ ДТПТ)
Войтун Зухра Шаятовна,
руководитель физического воспитания
Выступление на конференции «Результаты педагогического проекта «Организация процесса физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах в системе среднего профессионального образования»
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. [2]
Для организации образовательного процесса обучающихся с особенностями развития необходимо создание специальных образовательных условий. Пермский филиал «Краснокамского политехнического техникума» как раз и является базовой площадкой по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В техникуме с 2016 года создана доступная среда, оборудован тренажерный зал для занятий лечебной гимнастикой и адаптивной физической культурой. В адаптационный цикл включена дисциплина адаптивная физическая культура и разработана учебная программа на 40 часов.
На 01.09.2022 года в техникуме обучается 35 человек с инвалидностью: 5 человек с нарушением слуха, 15 человек с нарушением опорно-двигательного аппарата, 13 с нервно-психическими расстройствами, 2 человека имеющих соматические заболевания.
Основным способом организации детей на уроке физической культуры в сфере инклюзии является способ индивидуального подхода, так как дети с особенностями развития уязвимы и требуют большего внимания. На своих уроках я использую комплексы упражнений, которые учитывают физическое состояние и возможности каждого обучающегося.
Достижение определенного уровня физического развития человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса. Для студенческой молодежи с ОВЗ и студентов-инвалидов такой подход является единственно верным, потому что многообразие нозологий, сопутствующих нарушений, отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности требуют персонального подхода к личности студента, выбора индивидуального пути физического развития и организации академического сопровождения роста компетентности в рамках изучения предмета «Физическая культура». [1]
Для обучающихся с нарушением слуха основной задачей является коррекция недостатков моторного и физического развития. Так, комплекс упражнений направлен на формирование двигательных навыков, развитие двигательных качеств. У ребят с задержкой психического развития (VIII вид) существует ряд особенностей, и для них разработаны специальные комплексы упражнений направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, развитие координационных способностей и равновесия. Для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата разработаны комплексы упражнений на укрепление мышечно-сухожильного аппарата, упражнения на коррекцию осанки, упражнения на укрепление мышц спины, голени, стопы и развитие мелкой моторики. Используются эффективные упражнения с перехватыванием и захватыванием пальцами ног мелких предметов, катание подошвами стоп мяча и гимнастической палки, ходьба на носках, пятках, внутренней и наружной частях стопы по ребристым доскам. Для обучающихся с поражением поясничного отдела позвоночника (колясочники) используются упражнения из исходного положения сидя с применением различного инвентаря (гантели, эспандеры, массажные мячики) и из положения лежа на гимнастическом коврике. В своей работе я применяю дифференцированный подход, т.к в одной группе обучаются ребята с различными заболеваниями и к каждому нужен свой подход, комплекс упражнений при конкретном заболевании, продолжительность и строгое дозирование физической нагрузки.
Наши студенты с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в спортивных мероприятиях не только среди обучающихся с ОВЗ, но и выходят на уровень со здоровыми сверстниками. На соревнованиях ребята знакомятся, сопереживают друг другу и продолжают общаться в дальнейшем.
Во внеурочное время студенты нашего техникума имеют возможность заниматься физической культурой и спортом. В их распоряжении находится тренажерный зал, футбольное поле. В спортивном зале в вечернее время работает секция: ОФП, спортивные игры.
Адаптивная физкультура предоставляет неограниченные возможности для самореализации обучающихся с ОВЗ. Вывод подтверждается достижениями моих студентов: победы и призовые места в городских и краевых спортивных соревнованиях среди людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Преимуществом инклюзивного образования для студентов с ОВЗ является то, что они при таком образовании демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками по сравнению с ребятами, находящимися в специальных школах, техникумах и интернатах.
Литература:
1. Хромина С. И. Физическое воспитание обучающихся технического вуза с позиций инклюзивного подхода / С. И. Хромина, Н. Н. Малярчук, Л. Б. Дыхан // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52–6. С. 339–345.
2. Шипицына Л.М. Интеграция – ведущее направление специального образования в России на рубеже XXI века [Текст] / Л.М. Шипицына // Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование-2000. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – С.12-17.