Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
Хисямова Юлия Талгатьевна,
социальный педагог
Выступление на конференции «Результаты педагогического проекта «Добрые сердца: работа с подростками, склонными к девиантному поведению»»
Проблема девиантного поведения подростков сейчас на слуху. Её не обсуждает только ленивый. Это связано с тем, что количество подростков с отклонениями в поведении от общепринятых норм, не уменьшается. И, к сожалению, растет с каждым годом. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией. [1]
Отклоняющееся или девиантное поведение как нечто противоположное нормативному поведению представляет собой систему поступков, выходящих за пределы общепринятых нравственных и правовых норм, за исключением норм психического здоровья. [2]
Данная проблема особенно актуальна для системы среднего профессионального образования, где я и работаю уже 40 лет. Никого не хочется обижать, но контингент у нас особый. В большей степени это трудные подростки, которые были аккуратно отторгнуты школой и уже стали стойкими нарушителями социальных норм. Табакокурение, грубость, употребление алкоголя, пропуски уроков или редкое посещение учебного заведения, бродяжничество, воровство, токсикомания — стали настоящими друзьями таких подростков. Не под силу оказались они общеобразовательной школе! В системе средних общеобразовательных учреждений мы обучаем и профессии, и пытаемся перевоспитывать трудных подростков. Анализ происхождения девиантного поведения детей приводит к выводу, что главной причиной его возникновения является противоречие между требованиями, предъявляемыми ребенку семьей, школой, обществом и низким уровнем развития у него самосознания, самооценки и саморегуляции. Названное противоречие, как правило, порождается дисгармонией социокультурных, семейно-бытовых, социально-педагогических и психологических отношений [3].
Другими словами, подросток сталкивается с психологическими трудностями, обусловленными неправильным воспитанием и неблагополучными факторами в семье. Учителя же часто не хотят или не умеют работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию. Подмена воспитательных воздействий администрированием, формальное исполнение учебно-воспитательной работы становится нормой. Подросток оказывается педагогически запущенным. Человек бывает плох. Человек бывает юн. Это вовсе не одно и то же. Плохого человека можно пытаться исправить. Юный «исправится» сам. Ведь молодость — это недостаток, который неизбежно проходит с годами. [4]
Какие задачи ставит наш колледж на пути «исправления» девиантного поведения учащихся? Главная — попытка изменить сознание и поведение подростков «группы риска» через ежечасное педагогическое воздействие. И если подросток почувствует поддержку, искренность намерений преподавателей, — результат будет положительным. Задача системы по профилактике девиантного поведения учащихся в учреждении СПО заключается не в том, чтобы довести его до мест лишения свободы, а в том, чтобы вовремя его остановить и направить на путь исправления вне стен специального учреждения [5].
Основную работу с такими детьми осуществляют в колледже кураторы. Особенно на первом году обучения. Куратору необходимо создать банк данных на обучающихся, изучить особенности семьи каждого подростка, чаще всего это возможно только с помощью телефона, ибо большая часть обучающихся живут в районах области и приехать в колледж не имеют возможности, запланировать профилактические беседы, систематически контролировать посещаемость и успеваемость обучающихся, оказывать помощь в ликвидации пробелов в знаниях, проводить индивидуальные беседы с обучающимися, посещать не менее 2 раз в неделю обучающихся в общежитии (если это иногородние). Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Действенным профилактическим средством против девиантного поведения являются физическая культура и спорт, кружки технического творчества, досуговая и трудовая деятельность. В нашем колледже этот метод действует на протяжении долгих лет. Стараюсь уже в первые недели работы с первокурсниками выявить их увлечения, наклонности и интересы. Примерами могут быть следующие задания. Нарисовать газету к памятной дате, подобрать музыку или песни к мероприятию, найти портреты известных людей, умерших от СПИДА, защитить честь колледжа на «Кроссе наций». Кроме того, куратор обязательно планирует не менее 2 классных часов в месяц по профилактике вредных привычек. «Пить или не пить? — Жить или не жить?», «Вредные привычки и здоровье человека», «Прощайте, наркотики», «Здоровье — привилегия мудрых», «Курильщик — сам себе могильщик», «Пивной алкоголизм», «Что мы знаем о ВИЧ?», «Опасность употребления ПАВ», «Толерантная и интолерантная личность». Из специальной литературы мы знаем, что к «группе риска» обычно относят детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, обучающихся, состоящих на учёте ПДН, детей из неполных семей, обучающихся, состоящих на внутреннем учёте колледжа.
И иногда девиантное поведение проявляется и у подростков из вполне себе благополучных семей. Таких трудных учащихся обычно бывает 25 % от общего числа. Огромную помощь в исправлении ошибок поведения личности, отклоняющегося от наиболее важных социальных норм, конечно, оказывают и администрация колледжа, и социальный педагог. Таким образом, работа с детьми с отклоняющимся нормами поведения, включает в себя и учебный процесс, и внеучебную деятельность. А для проживающих в общежитии студентов, ещё и социально-бытовую. Опыт показывает, что атмосфера жизни колледжа, нормы и правила, отношения с преподавателями существенным образом влияют на поведение обучающихся. Немаловажную роль играет и личность куратора.
Социальная реабилитация студентов с отклоняющимся нормами поведения строится в соответствии со следующими принципами: – принцип ориентации на позитивное в поведении и характере обучающегося группы риска, т. е. опора на положительные качества ребенка. Причём, наказание за отклоняющееся поведение надо использовать не часто. И лишь тогда, когда подросток испытывает душевное смятение, понимая неприглядность своего поступка.
Предпочтительнее поощрить ребёнка, что повышает его уверенность в своих силах, усиливает установку на совершение социально полезных дел, – принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер, т. е. реализация потребности ребенка в самоутверждении; – принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков, формирование у него жизненных стремлений и бывших духовных ценностей; – принцип глубокой доверительности и уважения во взаимоотношениях с детьми. Такая аккуратная социально-реабилитационная работа с обучающимися помогает вырабатывать адекватные формы поведения и помогает преодолевать трудности.
Профилактика девиантного поведения у подростков «группы риска» — это очень сложный и длительный процесс. Наша задача каждодневно стараться помогать каждому подростку полноценно адаптироваться в современном обществе, найти своё место в нём. Каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы колледжа и весь педагогический коллектив.
Литература:
Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс/Л. А. Азарова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164с.
Роголева, Е. Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: / Моск. гос. социальный ун-т. — Москва, 1998. — 14 с.
Роголева, Е. Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: автореферат дис. кандидата педагогических наук: / Моск. гос. социальный ун-т. — Москва, 1998. — 14 с.
Степанов, С. Детский мир. Советы психолога родителям. Электронная библиотека bookz.ru Гатальский, В. Д.