СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Результаты реализации методического проекта «Педагогическая мастерская»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Результаты реализации методического проекта «Педагогическая мастерская»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Результаты реализации методического проекта «Педагогическая мастерская»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Епанешникова Влада Владимировна,

методист


Выступление на конференции «Результаты реализации образовательного проекта «Педагогическая мастерская»



Каждому человеку, вступающему в сложный и противоречивый мир, не только должен уметь читать, писать и говорить, а необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И наша задача в системе дополнительного образования, так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.

Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать новые формы и методы обучения, поэтому традиционное обучение требует внесения изменений, способствующих адаптации условий к каждому ученику. Одним из путей модернизации заключается во введении в его организацию новых технологий, таких как, интерактивные методы, активные методы обучения и педагогическая мастерская.

Интерактивные методы:

- усиливают положительную мотивацию обучения;

- активизируют познавательную деятельность учащихся.

Педагогическая мастерская, в основу которой заложено формирование учебной деятельности, включающей в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки степени усвоения знаний.

Эта технология разработана во Франции. По мнению известного француского психолога Жан Пиаже и педагога Анри Валлон, педагог это – мастер. Они и их последователи полагают, что мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»:

- ребенок должен сам искать знания;

- труд ученика должен иметь смысл;

- дети все способны;

- ребенок должен двигаться;

- дети любят работать руками.

Сущность технологии педагогических мастерских заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет учащимся в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению или открытию знаний».

Мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий, она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяется соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Ученики, вместе с тем, имеют возможности выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п. На занятие организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания.

Одной из проблем, волнующей педагогов является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Целями дополнительного образования, помимо приобретения определенного набора знаний, еще является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Для достижения целей, на занятиях, стараюсь применять активные методы обучения: это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

Для каждого этапа занятия используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Метод организации начала занятия «Подари подарок другу».

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Метод актуализации опорных знаний «Магазин».

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала, (этот метод в моей практике не срабатывает, потому что деятельность больше практической направленности, чем теоретической)

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча».

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)

Метод закрепления изученного материала «Ты, я, он, она».

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки

«Тряпичная кукла и солдат».

Цель: нормализация гипертонуса и гипотонуса (мышечная вялость).

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Завершить занятие, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия.

Занятия с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для педагога. У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Активные методы обучения помогают:

- Развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

- Учить учащихся самостоятельно добывать знания,

- Развивать интерес к предмету,

- Позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Недостатки активных методов:

Исходя из наблюдений, дети младшего школьного возраста имеют свои особенности, поэтому они не могут совладать со своими эмоциями. Следовательно, на занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; Применять данные методики не обязательно все на каждом этапе и на каждом занятие

Таким образом, инновационные методы обучения позволяют обеспечить эффективную организацию образовательно-воспитательного процесса и решение различных задач:

- Формирование положительной учебной мотивации;

- Повышение познавательной активности учащихся;

- Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

- Стимулирование самостоятельной деятельности;

- Развитие познавательных процессов памяти, мышления;

- Эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!