Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
педагог-психолог
Кудрина Кристина Алексеевна
Выступление на конференции «Результаты реализации проекта «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.
Все это позволило говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы с детьми и взрослыми (сотрудники, родители). Тем более, что необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.Так как проблема психоэмоционального состояния актуальна и для сотрудников детских учреждений.
Таким образом, особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
В рамках данного проекта, с 23 по 27 ноября в нашем учреждении прошла Неделя психологии «Калейдоскоп настроений».
Что же произошло в эти дни в детском саду? Ничего особенного и все-таки очень многое.
Все дни «Недели психологии» стали неповторимыми и запоминающими. Каждый день был посвящен определенному цвету; сопровождался информированием всех участников о плане проведения мероприятий, интерпретации цветов; проведением психологами групповых развивающих занятий по закреплению и обобщению знаний детей об эмоциях, чувствах и их оттенков.
А также, в течение недели проводился психологический тест «Мое настроение», где ежедневно дети и взрослые отмечали свое эмоциональное состояние в календарях настроений. Для заполнения карты эмоционального благополучия были применены следующие психодиагностические инструментарии: таблица экспертной оценки показателей степени проявления эмоционального благополучия ребенка в детском саду; схема наблюдения за внешними и внутренними экспрессивными проявлениями. Все эти методики позволили осуществить групповое обследование.
Самое главное - на неделе психологии была предоставлена возможность всем участникам образовательного процесса поделиться своим позитивным настроением с окружающими. Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон.
Уже в первый день, как и в последующие дни, в холле сада всех сотрудников ждала необычная психологическая акция «Радуга настроений». Каждому желающему была предоставлена возможность отобразить свое настоящее настроение в виде смайликов (веселый, либо грустный). К концу дня «Радуга» была расклеена смайликами, демонстрирующими доминирующее настроение коллектива. Так был создан позитивный эмоциональный тонус первого дня «Недели».
В этот же день в фойе детского сада была оформлена выставка творческих работ «Мой ребенок в лучах солнца».Детские личики красовались на солнышках, подготовленных родителями, а согревали их лучики – с ласковыми словами и именами малышей. Солнышки получились у всех разными, но объединяло их одно – любовь родителей к своим детям, которую можно было ощутить, читая слова на лучиках: “наша радость”, “красавица”, “наше сокровище”, “солнышко”, “лапочка
Второй день был обозначен как «День добрых дел». Кроме того, в соответствии с положением о проведении конкурса, членами жюри былиподведены итоги и отмечены самые оригинальные работы.
Среда всем участникам запомнилась как «День сладких загадок и сюрпризов». Этот день был богат на сюрпризы! К ребятам в гости пришли сказочные персонажи: Мальвина и Буратино. Они принесли с собой загадки. За правильный ответ дети и взрослые получили сладкие призы.
Кроме того, в этот день стартовала психологическая игра «Тайный друг» (для всего коллектива сотрудников детского сада). В ней приняли участие более 45 человек. По условию игры участник выбирал себе «объект» и оказывал ему знаки внимания, так чтобы «объект» не догадался, кто его тайный друг. В течение трех дней участники игры получали конверты с маленькими, а иногда и совсем немаленькими подарками, записочками и сюрпризами. В последний день игры можно было признаться и раскрыться, кто чьим другом был. За неделю у многих накопились слова благодарности, которые игроки смогли выразить лично во время психологической гостиной. Использование психологической акции позволило решить самые различные задачи, например: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты души. Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего необычного.
Что же мы увидели к концу дня? У взрослых и детей преобладало позитивное, доброжелательное настроение: у сотрудников спокойное, уравновешенное, уверенное, а у воспитанников – солнечное, яркое. Вот какое настроение живет в нашем детском саду!
Анализируя мониторинг исследования настроения коллектива, нужно отметить, что именно в этот сюрпризный день, было меньше всего «грустных» смайликов.
Четвертый день продолжался наш марафон игрой «Тайный друг».
Чем еще запомнился этот день? В этот день воспитанники детского сада создавали Альбом «Наше настроение» (рисуночная методика «Рисуем настроение»). Детвора подготовительных, старших и средних групп с удовольствием рисовали на своей страничке. . Выбор методик обусловлен тем, что с помощью каждой из них можно оценить несколько диагностируемых показателей; причем все они имеют прогностическую значимость.
Обобщение причин и условий возникновения проблем эмоционального благополучия ребенка в детском саду, осуществлялся через анализ отрицательных эмоциональных состояний и поведенческих реакций их порождающих. Эти ситуации интерпретировались как представляющие угрозу имеющемуся у ребенка уровню самооценки, его самоценности. Полученные результаты мониторинга эмоционального благополучия и состояния в дальнейшем использовались при определении содержания занятий с детьми, подборе методических приемов и материалов работе педагога-психолога, реализации индивидуального подхода к развитию детей с целью коррекции имеющихся эмоциональных проблем. Далее, выстраивался прогноз развития эмоциональной сферы и личности дошкольника в условиях ДОУ. Центральной задачей, которого является: развитие способности распознавать свои чувства, эмоции, умение воспринимать события и быть открытым новому опыту, осмысление своих мыслей, чувств, переживаний в различных по сложности условиях.
Получилась большая и интересная выставка детских коллективных работ, которую мы оформили в «Альбом». Таким образом, такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс – диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Ярким аккордом закрытия «Недели психологии» стала психологическая гостиная «Калейдоскоп настроений», проведенная 27 ноября» с педагогическим коллективом, где были подведены итоги реализуемого проекта: что удалось, результаты мероприятий; обсуждение мнений и пожеланий. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. По мнению участников особенно запомнился день сладких сюрпризов, психологическая игра «Тайный друг», и психологическая гостиная.
На правах «хозяев» гостиной, мы постарались организовать досуг «гостей». В этом организаторам помогли специалисты логопедической службы, преподаватели по изобразительной деятельности, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители. С присутствующими были проведены: мастер-класс по рисованию с помощью мыльных пузырей; игровые упражнения, логопедические речевые разминки. Позитивно и смешно коллеги разыграли сказку-экспромт «Говорят, что от коллектива не надо отделяться». Проведенные игры были направлены на сплочение коллектива, на снятие напряжение и усталости. Добрые и смешные конкурсы показали, что сотрудники отлично понимают друг друга, имеют чувство юмора.
Что дала «Неделя психологии» лично нам, психологам? Удовлетворение, «наполненную усталость», желание реализовывать новые идеи. Потому что она прошла в режиме диалога – целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Думаем, что «Неделя психологии» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников сада, пониманию родителей и активности детей.
Психологические акции и игры на время своей жизни создали в ДОУ определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время детский сад стал одним целым, вжился в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих. Все присутствующие получили заряд положительных эмоций. Мы увидели, что в нашем коллективе работают дружные, заботливые, умеющие поддержать и прийти на помощь сотрудники.
Вот так необычно мы прожили эту неделю, получив много положительных эмоций и заряд энергии, которого хватит надолго! Уверены, что проводимая «Неделя психологии» становится хорошей традицией нашего детского сада.
Спасибо всем, кто принимал активное участие в наших мероприятиях! И особую благодарность выражаем всем, кто помог осуществить задуманное!
VIII. Предполагаемый результат.
Снижение психоэмоционального напряжения; улучшение психологического микроклимата в коллективе.
Формирование коммуникативных навыков общения, эмоционально-волевой сферы у воспитанников ДОУ.
Повышение уровня мотивации к совместной творческой деятельности; творческое самовыражение воспитанников, сотрудников, родителей.
Гармонизация эмоционального состояния
Организация полноценной жизнедеятельности ребенка в группе.
Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
Дифференцированный подход с учетом возрастных особенностей.
IX. Вывод: для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки, которые способствуют профилактике психоэмоционального личностного развития ребенка на основе примерных Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав детства.
Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права МДОУ на инновационную деятельность. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Созданная предметно-развивающая среда, способствует творческим проявлениям и побуждает к активной творческой деятельности весь коллектив. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей.
Профилактические мероприятия по реализации данной проектной деятельности помогли перебороть всеобщее полярное напряжение и как бы подзарядить организм бодростью, наполнили их творческой энергией, помогла выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения, снизила психоэмоциональное напряжение у детей и взрослых.После проводимых мероприятий значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе, повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе, своих силах, улучшилось эмоциональное состояние. Результативность проведенной работы раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов.
X. Перспектива на будущее:
1. Представление опыта работы в СМИ на муниципальном уровне.
2. Обсуждение проекта, внесение изменений, дополнений.
Список литературы
Алямовская В.Г., С.Н. Петровская Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста М., 2011.
Грецов А.Г. Понимать своего ребенка. СПб.: Питер, 2009.
Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с.
Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога», Издательство «Наука и техника», 2010г.,291с.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Князева П. Неделя психологии в детском саду, газета «Школьный психолог» № 24, 2007 г.
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.
Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.2009
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Давайте жить дружно!» практическое пособие, 2-ое издание, стереотипное, М.»ГЕНЕЗИС» 2000г.- 200с.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
Метенова Н.М. «Родителям о детях», издательство «Индиго», Ярославль 2009 г., 48с.
Осорина М.В. Секретный мир детей: пособие. - СПб.: Питер, 1999.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Никифоров Г.С. Психология здоровья /под редакцией Г.С. Никифорова // Санкт-Петербургский государственный университет, 2000.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей», С-Пб АППО, пособие 3-е издание, С-Пб, 2004г., с.- 190.
Тебенева Т.Н. «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» управление ДОУ №1 2007.
Чистякова М. Психогимнастика: пособие. — М.: Просвещение, 1990
Урунтаева Г.А., Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. Москва 2000
Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Санкт-Петербург 2012-2015г.