СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Руководство исследовательской деятельностью обучающихся как форма наставничества»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Руководство исследовательской деятельностью обучающихся как форма наставничества»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Руководство исследовательской деятельностью обучающихся как форма наставничества»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Старостина Кристина Владимировна


Выступление на конференции «Руководство исследовательской деятельностью обучающихся как форма наставничества»


Сегодня перед системой образования стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.

В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся и становится значимой позиция наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

В отечественной педагогике накоплен довольно обширный познавательный материал, позволяющий продуктивно исследовать проблематику организации учебно-исследовательской деятельности. Сущность, содержание, назначение и функции учебно-исследовательской деятельности рассматриваются в работах А.В. Леонтовича. В работе Г.К. Селевко представлен технологический подход, который рассматривает учебно-исследовательскую деятельность как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий педагога и обучающегося по достижению ее диагностических целей; разработано технологическое обеспечение ее организации в образовательном процессе.

В своей практике, как педагог, столкнулась с рядом вопросов, которые необходимо было решить: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность обучающихся в процессе исследования. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.

Была определена цель: создание системы проектной и исследовательской деятельности, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию их одаренности, через наставничество. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- систематизировать проектную и исследовательскую деятельность, выбрать методы и формы работы;

- приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации исследовательских работ, развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

- развивать у обучающихся активную жизненную позицию, интерес к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

- сформировать совместные проектные группы обучающихся разных возрастов.

Организацию исследовательской деятельности осуществляю на разных уровнях и в различных формах.

В моей педагогической деятельности интересной является и такая практика наставничества как «дети учат детей».  Особенно эффективно такая практика осуществляется в работе в смешанных группах. Зачастую обучающиеся, уже имеющие опыт выполнения исследовательских работ, находят более эффективные методики решений проблемы с пошаговым объяснением юным исследователям.. Такого рода обучение снимает завесу стереотипов с любого участника, позволяет взглянуть на свои способности более объективно, и при этом показывает, насколько более широк круг возможностей каждого. Старшеклассники осуществляют наставничество обучающихся среднего звена в исследовательской деятельности.

Исследовательская работа младшего школьника для старшеклассника интересна, прежде всего, как пример передачи опыта от поколения к поколению. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. Отмечу необходимость применения современных информационных технологий в контексте юношеской исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации.

Обучая подростков теоретико-методическим основам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить эффективно ими пользоваться. В этом вопросе старшеклассники оказывают огромную помощь младшим товарищам. Для старших ребят это опыт передачи теоретических и практических знаний.

Отмечу, что на защиту проектов и исследовательских работ обучающихся среднего звена приглашаются старшеклассники, участвующие в подготовке исследовательских работ ранее. Они проводят рецензирование их работ, что позволяет раздвинуть возрастные рамки участников учебного процесса, а старшеклассникам ещё и приобрести опыт в рецензировании работ.

Любое учебное исследование направлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективно нового результата. Цель организации исследовательской деятельности в школе – формирование у обучающихся навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного обучающегося новыми и личностно значимыми.

Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях. Можно с уверенностью сказать, что в условиях работы над исследованием в роли наставника старшеклассники могут быть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции. Роль наставника в работе с юными исследователями даст такую возможность.

Наставничество в организации исследовательской деятельности дает возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого ученика.