СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Технология опыта развития представлений о цвете у детей раннего возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции

«Технология опыта развития представлений о цвете у детей раннего возраста»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Технология опыта развития представлений о цвете у детей раннего возраста»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинушка» с. Сабакаево

МО «Мелекесский район» Ульяновской области


Биисова Ирина Михайловна


Выступление на конференции

«Технология опыта развития представлений о цвете у детей раннего возраста»


Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. В ходе своей работы я воспитывала у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формировала внимание к этим свой­ствам. Так, например, я учила детей сравнивать цвет грибочков с цветом поверхности столиков, форму и величину вкла­дышей с соответствующими гнездами.

При подборе дидактического материала я обращала внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребенку для обхвата рукой. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формируют обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков. Одним из таких способов явля­ется соотнесение, сличение объектов.

Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соот­ветствующих названий, я всякий раз исправляла допущенную ребенком ошибку. Эффективен прием, когда то или иное понятие связывают в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный бру­сок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», предмет крас­ного цвета — «ягодка», «помидор», желтого — «цыпленок», «ли­мон», оранжевого — «апельсин» и т. п.).

Наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение предметных действий. Так, в начале года я упраж­няла детей в группировке однородных предметов по одному из сенсор­ных признаков: величине, форме или цвету. Задачами обучения ставила фиксацию внимания детей на сенсорных свойствах пред­метов, формирование простейших приемов установления тождест­ва и различия однородных объектов по величине, форме, цвету. Дидактическим материалом при этом служили однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветовых тонов. Ребенок одно­временно оперирует с предметами двух разновидностей. В ходе обучения детям сообщала слова, необходимые для регуляции вы­полняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет.

На следующем этапе целью обучения ставила выработку у де­тей умения соотносить разнородные предметы по одному из сенсор­ных свойств. В качестве дидактических пособий использовала дере­вянные вкладыши пяти геометрических форм, доски с соответст­вующими гнездами; деревянные грибочки и столики, окрашенные восьмью цветовыми тонами.

Более сложными являлись занятия, на которых знания ребенка о сенсорных свойствах и качествах предметов реализовались в усло­виях элементарной продуктивной деятельности. При этом целью обучения ставила закрепление у детей отношения к цвету, вели­чине, форме как к характерным признакам предметов, подведение ребенка к самостоятельному использованию того или иного признака для передачи специфики хорошо знакомого ему объекта. Материа­лом для занятий служили краски восьми цветовых тонов, листы бумаги разного цвета, размера и формы.

Каждому из трех рассмотренных выше видов работы отводилось несколько занятий. Непременным условием является вариатив­ность заданий. Она преследует несколько целей: использовать по мере надобности предметы разной величины, формы, цвета; под­держивать у детей интерес к занятию путем усложнения действий с объектами; формировать более совершенные и обобщенные спо­собы ориентировки в их сенсорных свойствах.

На первых занятиях дети выполняли задания по раскладыванию
однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет
предметов должны быть одинаковыми. В задачи обучения входило формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать про­стейшие приемы для определения тождества и различия однород­ных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, боль­шой, маленький. Материалом служили деревянные круги и квадраты двух разме­ров: маленькие и большие. Дополнительно могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета шириной 3 и 4,5 см.

В начале занятия я демонстрировала пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно. Объясняла, что круги разные. Показывала сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Говорила, что маленькие круги он будет класть в одну сторону, а большие — в другую, на соответствующие «дорожки» (полоски бумаги). По­казав детям маленький круг, спрашивала: «Где должен лежать этот круг? Куда его положить?» На широкую полоску клала боль­шой круг. Затем прикладывала к маленькому кругу другой, такой же величины, подчеркивала, что они одинаковые. Так я раскладывала две пары кругов. При сортировке третьей пары я предлагала ребенку показать, куда надо поместить большой и маленький круги. Далее дети по очереди выходили к столу и раскла­дывают по одной паре кругов. (Для того чтобы всех обеспечить достаточным количеством материала, можно использовать большие и маленькие квадраты.)

После объяснения и показа я раздавала детям индивиду­альный материал: по пять больших и пять маленьких Кругов или квадратов, перемешанных произвольно.

Чтобы максимально обеспечить мыслительную активность каж­дого малыша, детям, сидящим рядом, предлагала разный мате­риал: одному — круги, другому — квадраты. Тому, кто быстро спра­вится с заданием, предоставляла возможность выпол­нить его еще раз, но с другими пособиями. Так, если ребенок успешно справился с группировкой кружков, давала ему квадраты, и наоборот.

На последующих занятиях учила детей группировать предметы по форме. Малыши овладевали умениями фиксировать внимание на форме объектов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме, сопостав­лять по этому признаку предметы с образцом, ориентируясь на слова форма, такой, не такой, разные.

В качестве дидактического материала для этих занятий использовала круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету. Раздавала пособия подгруппам из расчета по пять кругов и пять квадратов или по пять прямоуголь­ников и пять треугольников на каждую.

В начале занятия показывала детям пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, объясняла, что игруш­ки разные. Далее начинала группировать их по форме, раскладывая круги в одну сторону, а квадраты — в другую. Привлекала к сорти­ровке детей, спрашивая, куда положить тот или иной предмет. Далее дети по одному подходят к столу и расклады­вают по две разные игрушки в соответствии с образцом.

Затем каждый ребенок получает материал для самостоятельной работы (по пять кругов и квадратов или по пять прямоугольников и треугольников).

На последующих занятиях дети размещают резко отличающиеся друг от друга по форме вкладыши в соответствующих отверстиях решеток. В ходе занятий решались следующие дидактические зада­чи: закреплять у детей умение группировать объекты по форме и учить их соотносить разнородные предметы по этому признаку. Дидактическим материалом служат вкладыши круглой и квадратной формы (по пять на ребенка) и решетка с соответствующими от­верстиями (по пять отверстий каждой названной формы).

Объясняя задание, обращала внимание детей на то, что вкладыши разной формы — круглые и квадратные, а в ре­шетке имеются тоже разные окна, которые следует закрывать кругами или квадратами. Затем показывала, как это нужно делать, и привлекала детей к выполнению задания (малыши под­ходят к его столу по одному).

Далее каждый ребенок получает решетку с комплектом вклады­шей круглой и квадратной или круглой и треугольной формы. Занятие проводится один или два раза в зависимости от того, насколько успешно дети выполняют задания.

Особого внимания требовали занятия по ознакомле­нию детей с цветом. Отличительное свойство цвета в том, что его нельзя обследовать во внешнем плане (рукой, жестом), как это имело место при ознакомлении с величиной, формой.

Первоначально малыши учатся раскладывать предметы на две группы. В качестве дидактических задач выступают следующие: овладение детьми умениями фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, использовать простейшие приемы установле­ния тождества и различия однородных предметов по цвету, пони­мать слова цвет, такой же, разные.

Материалом служат палочки восьми цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. Для подгруппы из восьми детей необходимо иметь восемь­десят палочек, по десять каждого цвета. Используются следующие цветовые сочетания: красный — синий, желтый — фиолетовый, оранжевый — зеленый, синий — белый, черный — желтый.

В ходе занятия я демонстрировала пять палочек чер­ного цвета и пять желтого, перемешанных произвольно. Объясня­ла, что палочки разного цвета. Предлагала разложить палочки одного цвета в одну сторону, другого цвета — в другую. Сначала выполняла эти действия сама, спрашивая малышей, куда положить предмет того или иного цвета. Например, показав детям желтую палочку, задавала вопросы: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда положить эту палочку?» Затем прикладывала жел­тую палочку к черной (вплотную), говорила, что они разные. Далее прикладывала желтый предмет к желтому, поясняла, что они оди­наковые. Так раскладывала первые две пары палочек. Для сортировки третьей пары к столу выходит ребенок, показывает, куда надо положить палочку одного, а потом другого цвета, после чего задание выполняют все дети поочередно. (Для того чтобы нее были обеспечены достаточным количеством материала, используются разные цветовые сочетания предметов.)

Далее раздается детям материал для индивидуаль­ной работы — палочки разного цвета и в разнообразных сочета­ниях (пять штук одного цвета и пять другого). Чтобы дети не подражали друг другу, сидящим рядом дают материал разного цвета. Тому, кто быстро справился с заданием, можно предложить ещё десять палочек нового цветового сочетания. В процессе одного занятия дети могут группировать от двадцати до тридцати пред­метов четырех или шести цветовых тонов.

На очередном занятии у детей закрепляла умение устанавливать тождество и различие в цвете однородных предметов. В этих целях им предлагала предметы более близких цветовых соче­таний.

В дальнейшем малышей упражняют в размещении грибков двух резко различающихся цветовых тонов в отверстиях столиков, окра­шенных в соответствующие цвета.

Цель данных упражнений — закрепить умение детей группиро­вать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материалом служат двухцветные столики с комплектами грибков. Демонстрировала столик, окра­шенный в желтый и зеленый цвета. Показывает и поясняет, что одна половина столика одного цвета, а другая — иного. Затем демонстрировала грибки. Говорила, что часть грибков одинакового цвета с одной половиной столика, а остальные окрашены так же, как другая половина. Поместив желтый грибок на желтую половину, подчеркивала, что грибок «спрятался», его не видно. Объясняла, что, если желтый грибок поместить на зеленой поверхности, он виден издалека. Показывая на желтую часть столика, я спрашивала: «Где у нас грибок такого же цвета?» Подобрав один-два грибка нужного цвета, предлагала малышам всем по очереди выйти к его столу, отыскать еще по одному или по два грибка и «посадить» их. Затем он показывала, какие грибки разме­щены правильно, а какие — нет; предлагала детям самим показать грибки, которые хорошо «спрятались».

Далее дети выполняют задание самостоятельно. Малышам, си­дящим рядом, дают материал разного цвета. Если ребенок испыты­вает затруднения, следует подсказать ему, что, прежде чем «поса­дить» грибок, можно приложить его к краю столика и посмотреть, «спрячется» он или нет.

В течение одного занятия каждый ребенок может выполнить задание два-три раза, разместив двадцать — тридцать грибков четырех — шести цветовых тонов. Задание считается выполненным в том случае, если малыш правильно соотнесет цвет грибков с цветом поверхности столика. Чтобы ребенок самостоятельно испра­вил допущенную ошибку, можно задать ему вопрос: «Ты правильно посадил грибочки?»

На последующих занятиях у детей закрепляла умение груп­пировать объекты по цвету, учат соотносить разнородные предметы более близких цветовых тонов (желтого и оранжевого, синего и фиолетового и др.).

В дальнейшем детей учила размещать грибки с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из четырех. Дидактическими задачами ставила воспитание умения выбирать объекты двух заданных цветовых тонов из четырех воз­можных, закрепление умения соотносить разнородные объекты по цвету. Материалом для занятий служат четырехцветные столики с грибками (двухцветные столики составляют по два продольными сторонами), двадцать грибков четырех цветов (перемешиваются произвольно).

Для выполнения задания дети объединяются по двое. Предлагала каждому ребенку «посадить» грибки двух цветов. Нужно предоставить детям возможность три-четыре раза выполнить задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столики крас­ного и синего, желтого и зеленого цветов, предлагала малышу разместить красные и синие грибки, затем, повернув столик на 90°, давала задание отобрать и «посадить» красные и зеленые грибки. После очередного поворота столика еще на 90° ребенок действует с пособиями желтого и зеленого цветов, и, наконец, по­следний поворот дает возможность упражнять малыша в группиров­ке и соотнесении предметов желтого и синего цветов.

В процессе занятия особое внимание обращала на то, каким способом дети выполняют задание. Некоторые малыши берут по одному предмету в том порядке, в каком они предложены, и размещают в соответствии с их цветовой характеристикой. Этот способ наиболее сложен и вместе с тем перспективен, так как при этом ребенок производит многочисленные сравнения, сопоставления объектов между собой. Другие дети отбирают все грибки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, а затем эту же операцию производят с предметами другого цвета.

Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех объектов одного цвета и их размещения, так и путем последова­тельного сопоставления цвета каждого грибка с цветом столика. Я следила, чтобы, пользуясь общим материалом, дети не мешали друг другу, самостоятельно выполняли задание и не подавляли инициативу друг друга.

Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществлялось в про­цессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки ночью», «листочки деревьев» и т. п. На этих занятиях дидакти­ческой задачей является дальнейшее формирование у ребенка отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов. Детей подводят к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложен­ных), обучают технике нанесения мазка способом примакивания (особый акцент при этом делается на моменте прикладывания и отрыва кисти).

При рисовании «огоньков ночью» материалом служат листы черной бумаги размером 21 X 30 см (альбомный лист), беличьи или колонковые кисти № 8—12, краска гуашь: красная, желтая, синяя, зеленая (ставится в розетке для каждого ребенка).

Напоминала детям, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывала лист черной бумаги и наносила на него последовательно по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. При этом поясняла: «Такого цвета (синего) огоньки плохо видны ночью, такого (зеленого) тоже плохо видны, такого (красного) тоже не очень хорошо видны, а вот такого (желтого) видны лучше всего». Затем раздавала детям краски четырех цветов и предлагала указать, какого цвета огоньки должны быть видны лучше всего.

После того как все дети отыщут краску нужного цвета, давала каждому ребенку поочередно кисть и его рукой наносит не­сколько мазков на своем листе, акцентируя внимание малыша на моменте прикладывания и отрыва кисти. Затем ребенок наносит два-три мазка самостоятельно на моем листе, после чего рисует уже на своем листе. Я следила за тем, чтобы малыш рисовал «огоньки» по всему листу бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество «огоньков», он сразу забирает кисть и работу.

Технике нанесения мазка обучала каждого воспитан­ника отдельно. Сначала задание выполняет полностью один ребенок, затем занималась с другим.

Интересным типом заданий являются также задания на изобра­жение различных предметов с помощью мозаики. Элементами красной мозаики дети обозначают «флажки», «грибочки», зеле­ной — «елочки», белой — «курочек», «гусей» и пр.

В повседневной жизни я старалась фиксировать внимание воспитан­ников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическим путем они познакомились и со свойст­вами снега (воды).

Я обращала внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. (Игрушки небольшого размера размещали в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.). Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких-то состояний. Ребенку понятно объяснение, что красная ягода земляники — созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо дать еще подрасти и пр.

Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свой­ства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластич­ность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваива­ет, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Я не требовала обязательно от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разно­образных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации их практической деятельности.

Таким же образом создавала условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом пред­ставлений о величине, форме. Дети накапливали сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки.

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой — во вне-учебное, время у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!