Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
Хисмятулова Эльвира Ильфаковна,
педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения»
Учебное занятие – основной элемент образовательных отношений в дополнительном образовании, но на современном этапе существенно меняется их форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает:
организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;
· четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практических действий;
· установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний.
обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;
· реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков) включает:
· ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;
· выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;
· выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;
· выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):
· ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;
· дробление проблемы на отдельные задачи;
· выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
· анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
· постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
· планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
· обсуждение результатов;
· сообщение о результатах;
· подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:
· ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;
· составление крупных блоков основного содержания учебного материала;
· дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;
· повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;
· выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;
· самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;
· выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.
Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
· Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
· Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
· Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
· Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.
· Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
· Результаты коллективного дела.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
· Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
· Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
· Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).