Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
педагог дополнительного образования
Черногрудова Людмила Павловна
Выступление на конференции «Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР»
«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». К. Г.Юнг
«Выражение человеком своих чувств - важный показатель понимания им мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития». Чаще всего раскрываться человеку мешает застенчивость, неконтактность, агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний человека. У человека создается свой маленький, но безопасный мир. И в этом мире можно увидеть все мысли и эмоции человека, его отношение к окружающему миру, его эмоциональное состояние.
Хотелось бы показать и следующее - для того чтобы раскрыться эмоциями, не дать «углубиться» в себя до потери оптимизма и радости к жизни помогает общение с психологом через «игру в песок». Песок обладает способностью струиться и уводить в землю негативные переживания и страхи. Поэтому результатом песочных игр-занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией при помощи психотерапевта или психолога, который ненавязчиво подталкивает человека к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку человека и помогают ему самоутвердиться в обществе. Песочная терапия не ставит цель переделать человека, а позволяет через игру научиться быть самим собой.
Психологическая целесообразность песочной терапии в том, что по мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир человека. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет такому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.
В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие человеку. Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования условия для вхождения человека в расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.
На песке детям с ОВЗ легче воспринимать такие разделы как:
-«Песочная геометрия»
-«Сказочные буквы»
-«Веселый счет»
-«Подводный мир»
-«Я и мое отражение»
-«Времена года»
Здесь представлены только некоторые разделы данной программы. Такие занятия можно использовать, как развивающие игры.
Для осуществления этой программы были поставлены следующие цели и задачи песочной терапии для работы с ОВЗ и ТМНР:
Цель песочной терапии - стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния и развитие высших психических функций.
Задачи:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, человек создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных людей).
И для того, чтобы видеть на сколько быстро продвигается осуществление целей и задач у клиентов с ОВЗ или ТМНР ведется дневник наблюдений. Как вы видите, возможностей применения песочной терапии на самом деле различны. Важно, какую цель и какие задачи вы поставите и хотите осуществить. Так же данная программа может использоваться для любого возраста с детьми.