Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»
Дергунова Людмила Ивановна,
воспитатель
Выступление на конференции «Взаимодействие воспитателя реабилитационного центра с детьми с ОВЗ. Из опыта работы»
Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности - саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки школьного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.
Всестороннее развитие личности есть элемент одного из важнейших условий успешной адаптации человека к современному социуму. Процесс социализации предполагает комплексное развитие личности на основе изучения и освоения культурного наследия, внедрения положительных, нравственных ориентиров, оптимизации уровня ценностей, привитие потребностей к здоровому образу жизни и практике применения нравственно-эстетического «багажа» для решения жизненно-важных проблем личности.
Внеурочная деятельность для воспитанников с ОВЗ рассматривается нами как феномен социально-педагогической деятельности, наиболее эффективно обеспечивающей с помощью социально-культурной деятельности сохранение и устойчивое развитие многообразного потенциала, включающего познавательные процессы, эстетическое отношение личности к действительности с учетом социально-возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
Формирование социокультурных основ у детей с ограниченными возможностями - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (прежде всего культурно-досуговой, образовательной, трудовой).
Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности с одной стороны - возможной, а с другой - как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности.
Нельзя не отметить существенный факт, выявленный в ходе исследования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся в различных творческих объединениях, участвующие в культурно-досуговых мероприятиях и включенные, таким образом, в социокультурную деятельность, не только сами становятся социально активными, но и оказывают воздействие на формирование положительных качеств у своего ближайшего окружения, являются своеобразным магнитом, создающим поле высокого нравственного притяжения, независимо от своего физического или интеллектуального ограничения.
Социокультурные занятия помогают выработать такие важные качества как дисциплинированность (в широком понимании), умение рационально использовать свободное время, стремление к достижению стабильных результатов деятельности, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, осознание собственных возможностей, потребность в информации и т.д.
Формирование социально-культурных основ детей с ограниченными возможностями напрямую связано с особенностями их личностного развития индивидуальными культурными потребностями и интересами, темпераментом, дифференциацией подходов к разрешению социокультурных проблем, состоянием здоровья, ориентацией на развитие самопомощи и взаимной поддержки.
Как показало исследование, чем активнее ребенок с ограниченными возможностями включается в социокультурную деятельность, тем меньше он «уходит в болезнь», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя, и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.
Социокультурными факторами, способствующих творческой активности детей, являются: жизненный опыт, накопленный за период детства; наличие свободного времени; участие в познавательно-эстетической деятельности (чтение, экскурсии в музеи, просмотр любимых телепередач); стремление поделиться своим багажом знаний и умений; желание быть нужным, полезным окружающим.
Педагогический процесс формирования социально-культурных основ воспитанников в условиях реабилитационного центра обеспечивается системой культурно-досуговых мероприятий, направленных на сохранение жизненной активности; максимально возможную адаптацию зрительного восприятия, интеграцию в социум с использованием средств и способов организации социально-культурной деятельности; поддержание толерантных отношений внутри коллектива.
Организационно-педагогическими условиями формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями здоровья являются: наличие разработанной модели взаимодействия участников воспитательного процесса, различных учреждений дополнительного образования, наличие специалистов, обеспечивающих реализацию процесса формирования социально-культурных основ у детей.
Таким образом, отмечая несомненную пользу современных технологий социальной реабилитации, подчеркнем, что социокультурное её содержание предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида реабилитации, являющегося базой, основой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.