СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференцию"Макаренковские чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференцию"Макаренковские чтения"»

(слайд 1)

Уважаемые участники конференции, Вашему вниманию представляется исследование на тему: «Разноуровневые задания на уроках русского языка как средства формирования универсальных учебных познавательных действий в начальных классах».

В современном обществе стремительно развиваются наука и информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей. Обучение в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться, которое предполагает эффективное сотрудничество, как с учителем, так и со сверстниками, диалог, поиск решений. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, инновационных методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, способов определения уровней усвоения материала.

Методика разноуровневого обучения соответствует требованиям современных образовательных Стандартов и может быть использована как при индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах.

(слайд 2) Проблема применения уровневых заданий на основе обязательных результатов в процессе обучения русскому языку младших школьников остается мало исследованной, её в разное время изучали: Бенжамин Блум, Владимир Павлович Беспалько, Исаак Яковлевич Лернер, Михаил Николаевич Скаткин, Валентина Ивановна Тесленко, Лилия Львовна Тимофеева и др.

Все перечисленное показывает необходимость рассмотрения разноуровневых заданий на уроках русского языка. Тема является актуальной, так как Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает вариативность содержания программ начального общего образования, возможность диагностики уровня обученности по предмету с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Из вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования: как влияет применение разноуровневых заданий на формирование универсальных учебных познавательных действий на уроках русского языка в начальной школе?

(слайд 3) Это определило цель работы, с которой можете ознакомиться на слайде. (слайд 4) Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать требования ФГОС НОО-2021 к результатам освоения программы по русскому языку.

2. Изучить универсальные учебные познавательные действия и определить их место среди метапредметных результатов освоения ООП НОО.

3. Рассмотреть уровневый подход к оценке достижения учащимися планируемых результатов в начальной школе: виды учебно-познавательных задач и уровни освоения учебного материала.

4. Проанализировать содержание современных учебников по русскому языку в рамках изучаемой проблемы (УМК «Школа России»).

5. Рассмотреть различные приемы составления проверочных работ по русскому языку с разноуровневыми заданиями.

(слайд 5) С объектом и предметом исследования можете ознакомиться на слайде. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнительный анализ учебников для начальной школы, систематизация материалов и обобщение. В теоретической главе нашего исследования мы проанализировали требования обновленного ФГОС НОО, рассмотрели уровневый подход к оценке достижения учащимися планируемых результатов в начальной школе и пришли к следующим результатам.

(слайд 6) В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в редакции 2021 года отдельно не отмечаются положения об использовании разноуровневых заданий на уроках русского языка в начальных классах, но есть общие предметные требования, среди которых выделяются важные для нашего исследования.

С названиями блоков этих результатов вы также можете ознакомиться на слайде (слайд 7).

(слайд 8) Раскроем содержание блоков несколькими примерами. (слайд 9) Ознакомиться с тем, какие универсальные учебные познавательные действия входят в блоки вы можете, обратив внимание на слайды (слайд 10).

Таким образом, универсальные учебные познавательные действия необходимы для эффективного обучения и развития учащихся, помогая им успешно справляться с учебными задачами, развивать критическое мышление, самостоятельность, творчество и многие другие важные навыки. Русский язык, наряду с другими предметами, играет важную роль в формировании этих умений и способствует всестороннему развитию учеников. Мы выявили, что все умения этого раздела значимы для нашего исследования и так или иначе могут быть связаны с проблемой создания разноуровневых заданий.

(слайд 11) В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся, которые представлены на слайде:

  1. учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;

  2. учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;

  3. учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости;

  4. учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

  5. учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации;

  6. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции;

  7. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;

  8. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

  9. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

В рамках нашего исследования в большей степени нас интересуют учебно-познавательные задачи, которые соотносятся с методиками оценки уровня освоения ЗУН младшими школьниками.

(Слайд 12) Среди наиболее распространенных подходов к оценке уровня освоения знаний и умений можно выделить концепции Бенжамина Блума на слайде, (Слайд 13) Владимира Павловича Беспалько также на слайде, (Слайд 14) Валентины Ивановны Тесленко обратите внимание на слайд, Лилии Львовны Тимофеевой и др.

(Слайд 15) В соответствии с ФГОС НОО необходимо использовать уровневый подход для того, чтобы оценить сформированность планируемых результатов обучающихся. Данным вопросом занималась Тимофеева Лилия Львовна, которая предложила 5 уровней освоения знаний, с которыми можно ознакомиться на слайде и распечатке.

Концепции ФГОС НОО, структуре описания планируемых результатов, требованиям к системе оценки, задачам текущего тематического и итогового контроля достижения обучающимися планируемых результатов, на наш взгляд, в наибольшей мере соответствует метод выявления уровня освоения учебного материала на основе уже имеющихся трактовок (Бенжамина Блума, Владимира Павловича Беспалько, Валентины Ивановны Тесленко и др.), разработанный Лилией Львовной Тимофеевой. Её методика более адаптирована под современные Стандарты образования. Таким образом, освоение различных видов учебно-познавательных задач помогает преподавателям сделать обучение более интересным и эффективным для учащихся, способствуя всестороннему развитию личности и формированию ключевых компетенций, необходимых в современном мире.

Уровни же освоения учебного материала являются важным инструментом в оценке знаний и навыков учащихся. Учитывая их, педагоги могут более точно определить уровень понимания и овладения материалом, что позволяет более эффективно планировать образовательный процесс и дальнейшие действия для улучшения успеваемости учеников. На основе понимания уровней освоения учебного материала преподаватели могут создавать задания и упражнения, способствующие развитию учеников на каждом из указанных уровней, что в итоге способствует более глубокому пониманию и применению знаний учениками.

(слайд 16) В практической главе нашего исследования мы выявили приёмы составления проверочных работ по русскому языку с разноуровневыми заданиями, проанализировали учебники для начальной школы и пришли к следующим выводам.

Тимофеева Лилия Львовна составила алгоритм разработки разноуровневых проверочных заданий:

  1. Определение места учебно-познавательных и учебно-практических задач в структуре урока.

  2. Четкое определение планируемого результата, основного содержания знаний, подлежащих оценке.

  3. Выделение умений, требуемых для решения учебно-познавательной (учебно-практической) задачи.

  4. Определение критериев оценки правильности выполнения задания, количества баллов за то или иное качество его выполнения.

  5. Составление задания в формате познавательной (учебно-практической) задачи.

Данный алгоритм позволяет составить задания любого уровня усвоения учебной информации.

(Слайд 17) Рассмотрев материал учебников русского языка УМК «Школа России», мы проанализировали задания разных уровней из учебника 3 класса, 1 части, из раздела «Предложение». Результаты анализа обобщены в таблице, которая представлена на слайде. Проанализированный нами раздел учебника, с точки зрения рассматриваемого нами уровневого подхода к составлению заданий, включает задания разных уровней освоения, но не системно, не в каждой изучаемой теме могут присутствовать все исследуемые уровни. Практически не предполагается заданий на «воспроизведение», они связаны с повторением материала памяток, схем, моделей. Задания на «узнавание» связаны с поиском знакомого материала в текстах «найдите», «укажите», «подчеркните». (Слайд 18)

Уровень «понимания» присутствует в заданиях типа: сравните, докажите, объясните. «Применение» представлено в виде действий по изученным алгоритмам и творческих заданий.

Чаще всего задания направлены на такие Универсальные учебные познавательные действия, как: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать и создавать текстовую, информацию в соответствии с учебной задачей. Данные задания позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности и уровни подготовки учащихся.

(Слайд 19) Для разработки разноуровневых заданий для проверочных, самостоятельных работ по русскому языку на основе классификации Лилии Львовны Тимофеевой нашим научным руководителем (С.Н. Кауфман) была составлена таблица, пользуясь которой мы составили примеры заданий для 4 класса по теме «Предложение», с которыми можно ознакомиться на слайдах. (Слайд 20)

Таким образом, применение разноуровневых заданий на уроках русского языка в начальной школе позволяет эффективно индивидуализировать обучение, развивать ключевые навыки и компетенции, способствует взаимодействию между учителем и учеником, обеспечивая качественный и полноценный учебный процесс. (Слайд 21)

Заключение: Универсальные учебные познавательные действия имеют важное значение для эффективного обучения и развития учащихся. Они помогают им успешно справляться с учебными задачами, развивать критическое мышление, самостоятельность, творчество и другие необходимые навыки. Русский язык, наряду с другими предметами, играет ключевую роль в формировании этих умений и способствует всестороннему развитию учеников. В ходе исследования мы выявили, что все умения этого раздела ФГОС НОО значимы для нашего исследования и тесно связаны с проблемой создания разноуровневых заданий. (Слайд 22)

Освоение различных видов учебно-познавательных задач позволяет педагогам сделать обучение более интересным и эффективным для учащихся, способствует развитию личности и формированию ключевых компетенций, необходимых в современном мире. (Слайд 23)Уровни освоения учебного материала являются важным инструментом в оценке знаний и навыков учеников. Они позволяют преподавателям более точно определить уровень понимания и овладения материалом, что способствует более эффективному планированию образовательного процесса и принятию соответствующих мер для улучшения успеваемости учеников. Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка в начальной школе способствует эффективной индивидуализации обучения, развитию ключевых навыков и компетенций, а также активизации взаимодействия учителя и ученика, обеспечивая качественный и полноценный учебный процесс.

(Слайд 24) Перспективой нашего исследования является разработка комплекса заданий для конкретного класса и их апробация на практике с целью определения эффективности в формировании широкого спектра универсальных учебных познавательных действий у младших школьников.