(Слайд 1)
(слайд 2) спасибо Мария Михайловна с первым вопросом мы разобрались, а для чего нужна смекалка? Наглядно демонстрирует известный в узких кругах случай -
Рассказал его Сергей Петрович Капица - выдающийся советский учёный-физик и телеведущий научно-популярной программы «Очевидное – невероятное».
Дело было в 60-х годах прошлого века. Группа физиков-ядерщиков из закрытого и очень секретного Научно-Исследовательского Института поехала отдыхать на Чёрное море. Все как один - доктора наук. Пошли они на пляж, а чтобы там было нескучно, то по пути купили несколько бутылок вина с пластмассовыми крышками, которые надо было срезать ножом. Люди старшего и среднего поколения помнят эти советские вина с капроновыми пробками – их без ножа не вскрыть и не открыть. И штопор там бесполезен. Пришли, значит «товарищи учёные, доценты с кандидатами» да с докторами на берег моря, приготовились культурно отдыхать… Оп-п-п-а!... А бутылки-то открывать нечем!... Вот что делать? Отдых, можно сказать, испорчен и даже омрачён.
И тут рядом с выдающимися физиками и светилами наук оказался местный мужичок весьма помятого вида. Ну, к нему и обратились: - Уважаемый, а у вас не найдётся чего-нибудь, чтоб бутылочку открыть?
Тот одарил интеллигентов скептическим взглядом и сказал: - Откроем, как не открыть! Спички есть?
Мужик взял спички, зажёг, нагрел на их пламени пробку… и сорвал её, размякшую долой!
А потом бросил в лицо светилам советской науки презрительную фразу: - Физику в школе надо было учить, салаги!
ОСТАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ОЦЕНЕНЫЕ ВАМ ТОЖЕ ПРЕКРАСНО ИЗВЕСТНЫ – ЭНШТЕЙН, БОР, ЦИОЛКОВСКИЙ, ТЕСЛА
(слайд 5)
В наше время наука шагает очень быстро и далеко и зачастую встает вопрос, а как использовать полученные знания? Вопрос знакомый каждому учителю – зачем мы это учим? Должны ставить не дети, а учитель, конечно если он сам достаточно грамотен. Проверить это можно достаточно легко, а проверив остается только следовать заветам Ленина – учиться, учиться, и еще раз учиться!!!
(6 слайд)
Когда мы строим урок в соответствии с современными ФГОС то можно заметить прямую аналогию с одной из первых моделей креативности - МОДЕЛЬЮ ГРЭМА УОЛЛЕСА. Уоллес выделяет 4 фазы креативной деятельности: Творчество часто ассоциируется у нас с самой неуловимой фазой — озарением. Модель Уоллеса хороша тем, что подчеркивает важность волевых усилий и сознательных действий, без которых озарение не случится и не приведет к результату. При этом креативная деятельность рассматривается как результат сознательных и бессознательных процессов основанных на имеющихся знаниях.
Что может повысить креативный потенциал:
1. Переключения между задачами
Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Эйнштейна, и Шерлока Холмса любивших играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть— блужданием ума.
Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Рассмотрим пример изучения темы 8 класса «Кипение» начинаем урок с задачи
(Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая.
Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как ни странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери.
Почему? )
Как правило дети начинают выдвигать предположения о неравных условиях и когда все они опровергаются чайник начинает свистеть в самом прямом смысле…
Китайская мудрость гласит что наполнен может быть только пустой сосуд и поэтому мы меняем вид деятельности с размышления на получение данных с последующим их анализом и в конце вновь возвращаемся к конечному вопросу когда ты не понимал а потом вдруг как понял!
2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно
При работе над новым подходом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.
Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: "Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд". Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.
Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. (лабораторная работа – метод рядов)
3. Воспроизведение идей (recall)
За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.
По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.
Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем для школьных проектов. Оценить полезность этого метода вы можете самостоятельно
4. Юмор
креативный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.
Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной, оригинальностью и самое главное снимают напряженность процесса переводя мозг в состояние блуждающего ума.
Один из самых эффективных приёмов — “Да, и” или сторитейлинг используется мной на стадии закрепления теоретического материала. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю. (Основы МКТ 7 класс – Моё утверждение – все тела состоят из атомов и молекул….)
5. Музыка
Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.
Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания "придумайте как можно больше способов использования кирпича". А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.
Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное.
Практика:
для развития креативного мышления в нашей школе существует целый комплекс мероприятий охватывающих учащихся от начальной школы до старшего звена.
Вчастности непосредственно на уроках я часто использую задания из открытого банка заданий на развитие креативных способностей
(8 класс Теплопередача…. Из чего построить дом? Как взять тепло в дорогу? Как происходит терморегуляция тела человека? Как эффективно обогревать воздух в жилом помещении? Эти и многие другие вопросы мы часто задаём себе, ведь роль теплопередачи не только в жизни человека, но и в существовании жизни на Земле трудно переоценить. Предлагаем вам порассуждать о теплопередаче и выполнить несколько заданий.) данное задание модифицировано мной, в частности я спрашиваю какие зоны дома нужно утеплять исходя из данных тепловизора?
(примером является работа венгерского математика Абрахама Вальда, работавшего на американскую армию во время Второй мировой войны.
Командование поставило перед Вальдом задачу проанализировать пробоины от пуль и осколков на американских самолетах и предложить способ бронирования, чтобы пилоты и самолеты не погибали.
Сплошное бронирование применить было нельзя — самолет получался слишком тяжелым. Оппоненты Вальда предлагали бронировать поврежденные места на вернувшихся самолетах. Вальд возражал. Он говорил, что самолеты с такими повреждениями смогли вернуться, в то время как самолеты с повреждениями в других местах вернуться не смогли. Точка зрения Вальда одержала верх. Самолеты были забронированы там, где у вернувшихся машин повреждений не было. В итоге количество уцелевших самолетов значительно возросло.)
с самостоятельной постановкой задачи: (пример из учебника 7 класса)
на уроках физики и астрономии, при изучении нового материала, пользуюсь творческими заданиями (создание различных моделей, Солнечной системы, фонтана, приборов…)
при изучении строения солнечной системы и входящих в ее состав планет вместо докладов и презентаций использую игру и поддержку интерактивной модели СС (ИГРА «форум отельеров» изучаем планеты Солнечной системы)
проектная деятельность помогает состыковывать академические знания и реальные ситуации (проверка дыхательной гимнастики, звуковой массажёр, конфигурация WiFi в комнате, проект лучшей комнаты для учащегося)
ну и самое интересное для меня лично - это опыт внеурочной деятельности.
(16 слайд)
Как оценивать креативность?
Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:
Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как пресс папье или способ оказывать давление засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие давления на оппонента. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга, а как часть строения можно использовать вполне обыденно, надеюсь для окружающих это не станет неожиданностью.
Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.