СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическое объединение учителей начальных классов по теме: «Развитие учебной мотивации у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическое объединение учителей начальных классов

по теме: «Развитие учебной мотивации у младших школьников»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическое объединение учителей начальных классов по теме: «Развитие учебной мотивации у младших школьников»»

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»













Выступление на методическое объединение учителей начальных классов

по теме: «Развитие учебной мотивации у младших школьников»









Студентки 4 «А» группы

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Михайловой Алёны Васильевны











г. Зерноград

2020г.



Выступление на методическое объединение учителей начальных классов

по теме: «Развитие учебной мотивации у младших школьников»

Вступительная часть.

Здравствуйте, коллеги!

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению, гораздо более достойная задача, чем приневолить».

К.Д. Ушинский

Термин «мотивация» характеризуется как «побуждение к действию, управляющий поведение человека, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

В образовательной деятельности главной темой является вопрос о развитии личности обучающегося как активного представителя учебной деятельности, имеющего мотивацию. Мотив обучающегося определяет назначение и содержания интенсивного участия в образовательной деятельности, удовлетворенности им образовательным процессом и понимание того, что обучение сейчас и в будущем является личностно-значимо для нег. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию.

Формирование мотивации у обучающихся, а особенно у школьников начального звена, когда они только начинают изучать различные предметы, является самой важной задачей для учителя. Так как именно от учителя зависит, какие он будет использовать приемы и методы в обучение в начальной школе. Но формирование учебной мотивации не только зависит от учителя, но и от родителя.

Основная часть.

Родители в начале обучения своих детей совершают много разных ошибок, которые влияют на снижение интереса к учению:

1. Ребенка рано отдают в школу.

2. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

3. Неблагополучие в семье: не хватает энергии на учебу.

4. Дети не посещают детский сад.

5. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо)

6. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

7.Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

8.Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

9. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына.

10.«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми.

Что же является мотивацией для младшего школьника? Это положительные эмоции, комфортная обстановка, ситуация успеха. В начальных классах очень тяжело долго удерживать внимание детей, поэтому на протяжении всего урока приходится поддерживать их интерес разными способами. Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  • Первый уровень – высокий (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования).

  • Второй уровень – хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  • Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  • Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

  • Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.

Важно обеспечить такое ее формирование мотивационной сферы, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

Существуют такие пути формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

1.Содержание учебного материала.

2. Организация учебной деятельности .

3. Коллективные формы учебной деятельности .

4. Оценка учебной деятельности .

5. Стиль педагогической деятельности учителя.

Заключительная часть.

Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе. Ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и семьи. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.