Выступление на Методическом объединение кураторов (16.03.2022)
Докладчик: Дёмкина Е.А., куратор группы ТМу-01-17,
Специальность 15.02.08 Технология машиностроения
(углублённая погготовка)
Взаимодействие с семьёй студента: возможности и ограничения.
Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является кураторство. Кураторство – это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов.
По отношению к группе, куратор выступает организатором, методическим руководителем, воспитателем, педагогом-психологом.
Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное отношение к окружающей действительности, быть эрудированным и интересным человеком.
Сложность работы куратора в среднем профессиональном учебном заведении заключается в том, что студенты приходят уже сформировавшимися личностями и куратор должен строить свою работу исходя из данного обстоятельства.
Перед куратором стоит задача - сделать так, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской деятельности его главной целью является помочь студентам правильно организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и всего учебного заведения.
Важным направлением многогранной деятельности куратора является работа с родителями.
Куратор призван вместе с родителями создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований учебного заведения и семьи по отношению к личности студента. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность куратора с родителями студентов должна идти по следующим направлениям:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с родителями по контролю успеваемости и посещения занятий.
По этим направлениям мной как куратором ведётся следующая работа:
- ежегодное заполнение социального паспорта группы;
- информирование родителей о результатах входного контроля, промежуточной аттестации, экзаменоционной сессии, пропусках занятий,
- письменное уведомление родителей о наличии задолжностей за подписью куратора и заведующей отделением, приглашение родителей со студентом к зав. отделением, зам директору, на заседание цикловой комиссии для решения сложившейся ситуации.
- обращение к педагогу – психологу за консультацией
Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения. Именно, в первые дни пребывания студентов в учебном заведении крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимодействия с родителями.
Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией о студентах, что позволит предотвратить отклонения в их поведении.
Что касается искусства взаимодействия куратора и родителей, то традиционно выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями студентов.
Самой распространенной массовой формой остается родительское собрание. Наиболее эффективными являются комбинированные собрания, на которых осуществляется педагогическое просвещение родителей, подведение итогов учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечают задачи на последующий период.
Родительские собрания – это один из немногих моментов истины, от которых зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание вообще, чем проводить его формально, не подготовившись.
Чего нельзя делать на родительском собрании:
- нельзя необоснованно захваливать детей;
- нельзя сравнивать детей, хвалить одних, а ругать других;
- нельзя упрекать родителей;
- нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей;
- нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения отношений к учебному заведению, группе, без выявления возможных родительских инициатив;
- нельзя зачитывать и комментировать оценки студентов;
- нельзя требовать от родителей, чтобы они угодно учебному заведению или куратору ни с того ни с сего меняли культурный уклад семьи;
- нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;
- ни в коем случае нельзя на родительском собрание (или частных беседах) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей – как присутствующих, так и отсутствующих на собрание;
- нельзя высказывать свое почтенное отношение к одним родителям и безразличия к другим;
- нельзя затягивать родительские собрания;
- нельзя приглашать на родительское собрание преподавателей-предметников для скандального выяснения отношений;
- нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто либо из родителей ведет себя вне приятных в обществе культурных норм;
- нельзя куратору набирать авторитет за счет других педагогов или администрации учебного заведения, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности и безысходности;
- нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная точных событий и не подозревая возможные последствия этих событий (причинами могут стать избиения, запугивания, оскорбления) и др.
Что можно и нужно делать на родительском собрании:
- часть родительских собраний проводить вместе с детьми;
- дать возможность каждому родителю в письменном или устном виде изложить свою позицию по разным вопросам жизни группы;
- быстро решить организационные вопросы и отпустить родителей;
- на собрании хорошо выслушать рассказы родителей об устоях и традициях жизни в их семье, важно из числа родителей и родственников находить тех специалистов, которые могли бы поделиться специальными знаниями;
- важно проводить родительские собрания в форме решения или поиска решения конфликтных и проблемных ситуаций.
Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом.
Родительский комитет должен непосредственно, вместе с куратором намечать задачи на очередной учебный период, разрабатывать планы сотрудничества преподавателей, студентов и родителей, обсуждать результаты совместной работы.
Индивидуальными формами сотрудничества с родителями являются:
- индивидуальные беседы и консультации;
- переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей;
- для осуществления быстрой связи с родителями используется разговор по телефону.
Во взаимодействии куратора с родителями групповые и индивидуальные формы работы являются очень эффективными, так как каждая семья имеет свои особенности, свои жизненные ценности. Именно поэтому неформальные отношения с родителями могут принести больше пользы. Куратор вправе сам определять содержание и формы его деятельности по отношению к каждой семье.
Для того, чтобы связи с родителями были дружескими, надо делать эти отношения в первую очередь взаимно уважительными. И пример должны подать преподаватели.
3