муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» города Щигры Курской области
__________________________________________________________________
306530, Курская область, г. Щигры, ул. Степная, д. 17 Тел. 8 (47145) 4-14-66
Выступление на методическом объединении
дошкольных работников
«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
Подготовила педагог-психолог
Буравченкова О.Н.
Щигры 2014г.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Основной целью работы педагога - психолога в нашем дошкольном образовательном учреждении является психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития воспитанников.
Педагог-психолог выполняет следующие задачи:
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.
Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.
Оказание психологической помощи конкретным дошкольникам в преодолении возможных трудностей в развитии и построении межличностных отношений путем коррекционной, развивающей, консультативной работы.
Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
Повышение профессиональной компетентности и развитие активности, профессиональных ценностей и личностно-нравственных качеств педагогов.
Осуществление взаимосвязи детского сада и семьи путем более тесного контакта; направление совместной работы на психическое развитие и становление личности детей.
Основные направления деятельности:
Вся работа ведется по трем направлениям: с детьми, с родителями, с педагогическим коллективом и включает в себя:
Вся деятельность строится на основе перспективного плана работы.
Развивающе-коррекционная работа с детьми.
Основой для всестороннего развития ребенка является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Для этого необходимо решить следующие задачи:
развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
формирование позитивной мотивации к обучению.
В начале и в конце учебного года проводится «Мониторинг детского развития (уровня развития интегративных качеств (автор Верещагина Н.В.). По результатам обобщенных данных мониторинга детского развития на начало учебного года отбираются дети для проведения коррекционно-развивающей работы.
Работа с детьми осуществляется в:
индивидуальной (для детей с низким уровнем развития);
подгрупповой ( для детей со средним уровнем развития);
групповой формах ( для успешной адаптации детей к новым условиям жизни).
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей
согласно действующему СанПиНу (СанПиН 2.4.1.3049-13).
В своей работе использую следующие программы и пособия:
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению;
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающих занятий в младшей группе; Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающих занятий в средней группе; Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающих занятий в старшей группе; Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе;
Трясорукова Т.И. Программа «Солнышко»: прсихопрофилакттические занятия с детьми дошкольного возраста;
Хухлаева О.В.,Хухлаев О.Е.,Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников
Все занятия с детьми проводятся в игровой форме с использованием игровых методов и приемов, сказкотерапии, психогимнастики, релаксационных упражнений с целью снятия психоэмоционального напряжения. На занятиях, направленных на развитие коммуникативной сферы дети учатся взаимодействовать друг с другом, обращать внимание на другого, у них развивается чувство эмпатии, формируются навыки конструктивного общения. На занятиях по эмоционально-личностному развитию дети учатся владеть собой, справляться с негативными беспокоящими эмоциями, повышают свою самооценку, формируют положительную Я-концепцию, учатся произвольному поведению, самостоятельности.
Содержание развивающей и коррекционной работы, прежде всего, соответствует тем компонентам развития ребенка, которые на данном возрастном этапе наиболее актуальны. Реализация этого принципа, позволяет выделить приоритетные направления работы с детьми, опирается на знание психологических закономерностей развития психики на данном возрастном этапе.
Психодиагностическая работа:
Цель: получить информацию об уровне психического развития детей, выявить индивидуальные особенности и проблемы участников воспитательно- образовательного процесса.
Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям правильно строить с ними педагогическое общение.
В начале и в конце учебного года проводится «Мониторинг детского развития (уровня развития интегративных качеств (автор Верещагина Н.В.).
Дважды в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (Керна-Йерасека).
По мере поступления новых детей проводится анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад» и «Будем знакомы». В феврале с родителями проводится анкетирование «Как прошла адаптация ребенка к детскому саду».
Для родителей детей 6-7 лет проводится анкетирование «Выявления удовлетворенности родителей работой МКДОУ «Детский сад «Сказка» и его педагогического коллектива».
Дополнительно: По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Просветителькая работа включает в себя работу с коллективом и семьями воспитанников ДОУ. С этой целью оформлен информационно-просветительский стенд «Уголок психолога», в котором можно получить информацию: «Как успешно пройти период адаптации к детскому саду», «Маленькие советы старшим», «Правила поведения взрослых в период адаптации», «Как правильно общаться с ребенком», «Учим ребенка общаться», «О чем может рассказать любимый цвет ребенка?» и др. В каждой группе создан стенд «Психолог советует».
Консультационная работа:
1) Индивидуальная
С педагогами:
- проводится по запросам и результатам диагностики;
С родителями:
- проводится по запросам и результатам диагностики.
- психологические пятиминутки в группе при утреннем приёме детей;
2) Групповая
- оформление информационных листов (памяток) в каждой группе;
- подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
С педагогами:
- семинар-практикум;
- консультация;
- тренинг.
Организационно-методическая работа:
- оформление документации;
- участие в методических объединениях психологов;
- курсы повышения квалификации;
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
- пополнение методической копилки;
- изготовление наглядных пособий.
- изучение психолого-педагогической литературы.