муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» города Щигры Курской области
__________________________________________________________________
306530, Курская область, г. Щигры, ул. Степная, д. 17 Тел. 8 (47145) 4-14-66
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов
города Щигры Курской области
«Песочная терапия на световом столе
в работе педагога-психолога в ДОУ»
Подготовила:
педагог-психолог
Буравченкова О.Н.
Щигры, 2021г.
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы, однако, песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Песочная терапия для дошкольников - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игра с песком это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества, он позволяет работать с собой каждому и объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Так как песок состоит из мельчайших песчинок - в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма.
Автор метода Песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), в 1956 году она начинает изучать этот метод, в 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга Песочная терапия. Дора Кальфф считает, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». История песочной терапии "SandPlay"
В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии), Грабенко Т.М. (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии).
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.
В распоряжении психологической службы нашего детского сада есть световой песочный стол с подсветкой. К моменту его получения не имела определенного опыта работы на световом песочном столе, и теперь моей задачей стало ввести в работу педагога-психолога световой стол, выбрав наиболее оптимальные виды и формы их применения для достижения значимых результатов.
Работу на световом столе стала использовать как элемент развивающих занятий, которые проводятся в старших и подготовительных группах.
При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы.
Развитие общей моторики: рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Релаксация: упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами.
На каждом занятии использую (вспоминаем вместе) правила при работе с песком:
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо убрать все игрушки на свои места и помыть ручки (использую влажные салфетки).
Дети проявляют огромный интерес к этому новому, завораживающему занятию и с нетерпением ждут следующей встречи с песком.
Дети применяют уже имеющиеся у них навыки и новые специфические способы рисования песком (насыпание, вырезание, отпечатки, прорисовывание). С гордостью рассказывают о своей работе и проявляют живой интерес к работам других детей, что способствует формированию адекватной самооценки, а также преодолению трудностей в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей.
Используются также и дополнительные материалы для рисования: массажные мячи, ситечко, трафареты, трубочки, декоративные украшения (камни, палочки), кисти, лопатки.
В индивидуальной работе с детьми, проявляющими агрессию, гиперактивными детьми, для психокоррекции и психопрофилактики конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки наличие различных цветовых программ в песочном планшете, позволяет использовать в комплексе и влияние цвета.
Красный цвет для ребенка – сильный раздражитель. Он обычно вызывает даже у самых спокойных детей чрезмерную активность.
Желтый считается цветом гармонии, он способен вызывать у ребёнка радостные ощущения, а также стимулировать его к сосредоточенности и послушанию. Особенно благоприятно желтый цвет влияет на возбуждённого, нервного и склонного к истерикам ребенка.
Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Влияние зеленого создает ощущение мира и равновесия, покоя и обновления.
При ощущении апатии и безразличия ко всему, отсутствие душевного равновесия и повышенной раздражительности. В воздействии на нервную систему человека зеленый цвет одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.
Синий цвет – цвет глубины и чистоты. Оттенки синего в силах даже у самого пассивного ребенка пробудить воображение. Если ваша задача – обратить или привлечь детское внимание к чему-либо конкретно, то обязательно старайтесь использовать хотя бы чуть-чуть синего цвета.
Голубой цвет – это всегда свежесть, невесомость и легкость. Голубые оттенки оказывают расслабляющее влияние на детский организм в целом, они успокаивают. Голубые оттенки помогают ребенку снять напряжение.
Оранжевый цвет поможет ребенку стать более общительным.
Фиолетовый цвет может быть отличным символом духовного совершенства и чистоты, изобилия и просветления. Он вызывает у ребенка ощущение внутренней гармонии и покоя.
Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».