СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад выступления на методическом объединении педагогов-психологов "Песочная терапия на световом столе в работе в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песочная терапия для дошкольников - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творчских склонностей ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад выступления на методическом объединении педагогов-психологов "Песочная терапия на световом столе в работе в ДОУ"»

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» города Щигры Курской области

__________________________________________________________________

306530, Курская область, г. Щигры, ул. Степная, д. 17 Тел. 8 (47145) 4-14-66









Выступление на методическом объединении педагогов-психологов

города Щигры Курской области




«Песочная терапия на световом столе

в работе педагога-психолога в ДОУ»







Подготовила:

педагог-психолог

Буравченкова О.Н.





Щигры, 2021г.



Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы, однако, песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Песочная терапия для дошкольников - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игра с песком это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. 

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

 Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества, он позволяет работать с собой каждому и объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Так как песок состоит из мельчайших песчинок - в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. 

Автор метода Песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), в 1956 году она начинает изучать этот метод, в 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга Песочная терапия. Дора Кальфф считает, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». История песочной терапии "SandPlay"

В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии), Грабенко Т.М. (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии). 

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. 
Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

В распоряжении психологической службы нашего детского сада есть световой песочный стол с подсветкой. К моменту его получения не имела определенного опыта работы на световом песочном столе, и теперь моей задачей стало ввести в работу педагога-психолога световой стол, выбрав наиболее оптимальные виды и формы их применения для достижения значимых результатов.

Работу на световом столе стала использовать как элемент развивающих занятий, которые проводятся в старших и подготовительных группах.

При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы.

Развитие общей моторики: рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.

Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Релаксация: упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами.

На каждом занятии использую (вспоминаем вместе) правила при работе с песком:

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо убрать все игрушки на свои места и помыть ручки (использую влажные салфетки). 

Дети проявляют огромный интерес к этому новому, завораживающему занятию и с нетерпением ждут следующей встречи с песком.

Дети применяют уже имеющиеся у них навыки и новые специфические способы рисования песком (насыпание, вырезание, отпечатки, прорисовывание). С гордостью рассказывают о своей работе и проявляют живой интерес к работам других детей, что способствует формированию адекватной самооценки, а также преодолению трудностей в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей.

Используются также и дополнительные материалы для рисования: массажные мячи, ситечко, трафареты, трубочки, декоративные украшения (камни, палочки), кисти, лопатки.

В индивидуальной работе с детьми, проявляющими агрессию, гиперактивными детьми, для психокоррекции и психопрофилактики конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки наличие различных цветовых программ в песочном планшете, позволяет использовать в комплексе и влияние цвета.

Красный цвет для ребенка – сильный раздражитель. Он обычно вызывает даже у самых спокойных детей чрезмерную активность. 

Желтый считается цветом гармонии, он способен вызывать у ребёнка радостные ощущения, а также стимулировать его к сосредоточенности и послушанию. Особенно благоприятно желтый цвет влияет на возбуждённого, нервного и склонного к истерикам ребенка. 

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Влияние зеленого создает ощущение мира и равновесия, покоя и обновления.

При ощущении апатии и безразличия ко всему, отсутствие душевного равновесия и повышенной раздражительности.  В воздействии на нервную систему человека зеленый цвет  одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Синий цвет – цвет глубины и чистоты. Оттенки синего в силах даже у самого пассивного ребенка пробудить воображение. Если ваша задача – обратить или привлечь детское внимание к чему-либо конкретно, то обязательно старайтесь использовать хотя бы чуть-чуть синего цвета.

Голубой цвет – это всегда свежесть, невесомость и легкость. Голубые оттенки оказывают расслабляющее влияние на детский организм в целом, они успокаивают.  Голубые оттенки помогают ребенку снять напряжение.

Оранжевый цвет поможет ребенку стать более общительным. 

Фиолетовый цвет может быть отличным символом духовного совершенства и чистоты, изобилия и просветления. Он вызывает у ребенка ощущение внутренней гармонии и покоя.   

Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».