СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении "Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении "Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении "Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства"»

Выписка

из протокола № 3 заседания городского методического объединения учителей изобразительного искусства от 20.03.2015 г.



Повестка:

2. Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

.

Докладчик Пимякова Н.Г.,

учитель изобразительного искусства МБОУ СШ № 9



Слушали:

Пимякова Н.Г. ознакомила членов городского методического объединения с тем, что в связи с профилизацией современной школы проблема познавательного интереса становится всё более и более актуальной. Познавательный интерес часто сопряжен с профессиональными намерениями и способностями школьника. Именно поэтому так важно с самых первых лет обучения в школе развивать интересы школьника, чтобы обеспечить для него в старших классах условия для осознанного выбора профиля обучения, для реализации жизненных планов.

Тенденции развития урока в школе – формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса – в значительной степени расширили понимание формы классно-урочного обучения. Появились урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-конференция и т. д. Кроме того, в школе существуют и другие формы обучения, «генетически» связанные с образовательным процессом на уроке.

Дополнительные формы учебной работы:

- пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;

- экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.);

- консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;

- дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к тому или иному предмету, деятельности, общению с участниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение. Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Изучая в 5 –м классе тему «Деревня- деревянный мир», учащиеся не только знакомятся с жизнью людей и бытом деревни, но и делают из бумаги дома и украшают их. Подбирают необходимую литературу в библиотеках, анализируют ее, сотрудничают с родителями и учителями, и в результате данного проекта выполняют макет деревни и готовят презентацию о быте и жизни в деревне.

Учащиеся 8-9 классов выполняют проект «Мой будущий дом», задумываются о будущем и придумывают дизайн своего дома, строят план, рассчитывают площади комнат, выполняют разрезы. На защите ребята представляют проект и макет разработанного дома.

Познавательная активность через поисково-исполнительную деятельность, заключается в том, что ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения, здесь имеет место большая степень самостоятельности учащегося. Учащиеся 5-6 классов выполняют и информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов. Работая над проектом «Древнерусское сражение» учащиеся собирают информацию о древнерусских воинах, об их одежде, обмундировании и изучают само сражение, которое проходило на поле, как проходило, как выстраивались войска и т. д. На защите проекта учащиеся наглядно представляют коллаж древнерусского сражения и знакомят с его особенностями. В проекте «Народные гуляния» учащиеся знакомятся с народными праздничными костюмами, подбирают информацию о народных праздниках, консультируются с родителями, учителями, на защите проекта учащиеся представляют коллаж народного гуляния и презентацию.

Наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.

Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам учитель, но он не просто сообщает выводы, а раскрывает путь, который привел к этим выводам.

Проблемное изложение материала подводит учащихся к более высокому уровню проблемности, учит их проблемно мыслить. Выше было отмечено, что проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая беседа.

Поисковая беседа – это такая беседа, в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.

Таким образом, отбирая для урока эффективные методы обучения, более интересные формы его организации, современные информационные средства обучения, мы решаем задачу большой социально-педагогической значимости – стремимся воспитать личность не равнодушную к познанию, увлечённую самим процессом образования, способную к самообразованию.


Постановили:

  1. Актуализировать данные о средствах и методах повышения познавательной активности учащихся на уроках ИЗО;

  2. Учителям изобразительного искусства рекомендовать использование форм и методов, предложенных Н.Г. Пимяковой.



Руководитель городского

методического объединения

учителей изобразительного искусства _______________/ Н.Ю. Петрова



Подпись Н.Ю. Петровой заверяю



____________________________________/_______________/______________

должность подпись Ф.И.О.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!