Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Использование дидактических игр на уроках письма и развития речи у детей с ТНР»
Дата: 25. 03. 2021 г.
Учителя: Татаринова Д. А., Лозина В. С., Александрова В. А.
Введение. Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.
Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. У учителей есть возможность выбрать те методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения учебного процесса.
Игровые технологии, пожалуй, самые древние, они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными будничные шаги по освоению учебных предметов. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации.
Основная часть. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
-проводить уроки в нетрадиционной форме;
-дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
-развивать коммуникативные навыки учащихся;
-облегчать решение учебной задачи;
-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
-практически закреплять полученные знания;
-расширять кругозор детей.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого жития.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса. Мы остановились на дидактических играх, ведь именно дидактическая игра остаётся очень действенным и эффективным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей обучающихся.
Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед обучающимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. (Путешествие в страну Лингвинию, Состав слова) Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. (На предметной неделе) Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
В практике работы коррекционной школы игра заняла прочное место на уроках письма и развития речи. Игры могут применяться на уроках различного характера, но чаще используются на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Также их можно использовать на любом этапе урока. Целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.
При включении в урок игровых и занимательных упражнений необходимо руководствоваться методическими указаниями к проведению дидактических игр и занимательных упражнений на уроках письма и развития речи.
Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
Легкие и трудные игры должны чередоваться.
Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
После игры обязательно должны быть подведены итоги.
Исходя из практики работы с детьми с ОВЗ, можно сделать вывод, что игры, игровые упражнения на уроках письма, да и на всех уроках в коррекционной школе, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма. Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы, на литературном материале можно практиковать письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма - признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Игровые формы на уроке русского языка (дидактические игры):
Игра «Бумеранг» воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.
Найди синоним. Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
Найди антоним. Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).
Игра «Орфографическая эстафета». Класс делится на команды (по рядам). На доске записано слово с орфограммами (например, директор). Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. (Например: директор - Рукавичка-ателье...).
Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению. Так, в дидактическом упражнении: «Составь предложение» детям раздаются картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала дети отвечают на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем логопед произносит только начало предложения: «В лесу живут…» И дети, у которых на картинке изображены звери, должны были продолжить.
Придумывая предложения с разделительным союзом или, используется дидактическая игра "Что буду делать?" Предлагается одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: "Что он делает?"
В дальнейшем используются дидактические игры "Прятки", "Кто у кого", "Подумай и скажи", "Закончи предложение". Цель этих игр - учить детей составлять сложные предложения.
Мастер – класс игры «Слоговой пазл»
Заключение. Мы считаем, что роль и значение дидактических игр, используемых на уроках письма и развития речи трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках письма воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.
3