СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме «Литературная викторина как одна из форм развития познавательного интереса учащихся к краеведческой деятельности».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме «Литературная викторина как одна из форм развития познавательного интереса учащихся к краеведческой деятельности».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме «Литературная викторина как одна из форм развития познавательного интереса учащихся к краеведческой деятельности».»

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме «Литературная викторина как одна из форм развития познавательного интереса учащихся к краеведческой деятельности».


Учитель: Троицкая Л.Е.


Краеведение – важная составляющая часть духовного - нравственного развития учащихся. Краеведческая работа по русскому языку и литературе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о малой родине. Она воспитывает любовь к родному краю, городу, помогает ощутить неразрывную связь с историей нашей страны.

Организуя литературно-краеведческую работу, необходимо исходить из специфики своего региона, его истории, культурных традиций. Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено следующими причинами:

- формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, его историю, литературу, этнокультурные особенности народа);

-понимание роли региональной литературы в литературном процессе страны.

Формы работы по литературному краеведению разнообразны. Это вечера поэзии, встречи с писателями, олимпиады.

Одной из интересных форм развития познавательного интереса учащихся к краеведческой деятельности может стать литературная викторина. Викторина - самостоятельная форма воспитательной работы, живое усвоение разнообразных сведений о малой родине. Она расширяет кругозор детей, способствует развитию их творческого потенциала. Викторины интересны учащимся, так как вопросы не требуют подробных ответов. Учащиеся имеют возможность отвечать фронтально, индивидуально, по самостоятельному выбору. Данная форма работы позволяет каждому обучающемуся проявить себя, проверить свои знания.

Литературно-краеведческие викторины могут быть узкотематическими и комплексными.

Готовясь к проведению литературно-краеведческой викторины, учитель ставит цель: расширить и углубить знания учащихся о писателях и поэтах, чья жизнь и творчество связаны с городом Магнитогорском, ММК.

Поэтому к викторине учащиеся готовятся заранее: читают художественные произведения писателей и поэтов Магнитогорска, знакомятся с особенностями местного фольклора, посещают музеи (музей – квартиру Б.Ручьёва), встречаются с творческими людьми города. В ходе подготовки к викторине развивается познавательный интерес учащихся, происходит самостоятельное усвоение учащимися литературно-краеведческого материала, расширяются общеобразовательные знания.

Готовясь к литературной викторине по сказкам Владилена Машковцева, обучающиеся не только читают произведения, но и знакомятся с особенностью речи уральцев, изучают культурные традиции.

Вот примерные вопросы викторины по произведению Владилена Машковцева «Сказки казачьего Яика».

  1. Почему река Урал называлась Яик Горыныч? («Яик Горыныч»);

  2. Почему гора Магнитная называется Атач? («Атач-гора Магнитная»);

  3. О чём спорили три головы дракона Горына? («В гостях у царя Осетра»);

  4. Что означает имя героини сказа Алтыншаш? («Слёзы Алтыншаш»);

  5. Какой сон приснился Макару-плотнику? Что он значил? («Мухомор»);

  6. За сколько целковых продавал свою корзину дед Мухомор и что было в ней? («Корзинка со сказками»);

  7. Чем отблагодарила Настю волшебница Берегиня за своё спасение? («Через речку по радуге»);

  8. Что хранит «утайная казачья казна? Где она спрятана? Кто о ней знает? («Охота за царской грамотой»).

Благодаря литературному краеведению учащиеся имеют возможность глубже уяснить непреходящие ценности людей, живущих в регионе, их отношение к труду, дружбе между народами. Включение литературной викторины в образовательный процесс способствует развитию у учащихся любви к малой родине, родному дому, семье.

Посредством краеведения развивается познавательный интерес учащихся, происходит самостоятельное усвоение учащимися литературно-краеведческого материала, расширяются общеобразовательные знания.

Литературное краеведение должно стать действенным помощником учителя по воспитанию у учащихся любви к своей малой родине.