СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 имени Г.И.Шелехова»









«Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения

в начальной школе»





Шашкова Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории











2021-2022 учебный год

«Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Сесиль Лупан (самая известная в мире мама)

Одна из основных проблем современного общества – формирование функционально грамотной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – активной, творческой, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, профессионально-грамотной, высокообразованной. Грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность закладывается в начальных классах и используется на различных видах речевой деятельности – чтении и письме, говорении и слушании.

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей является осознанное чтение. Оно создает базу для успешности на уроках русского языка и литературного чтения.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без

сформированности у обучающихся читательской грамотности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального

образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.

Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается, может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики.

При формировании читательской грамотности важно прививать школьникам умение выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Функциональная грамотность чтения – это развитие механизмов речи: способность совершать умственные операции, связанные напрямую с развитым логическим мышлением.

Учить детей читать художественную литературу, вызывать интерес к чтению и закладывать основы формирования грамотного читателя, владеющего приёмами понимания прочитанного, знающего книги – это и есть цель уроков литературного чтения в начальной школе.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная расшифровка.

Вторая - обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - присвоение добытых новых знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни.

Сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, требующее осмысления полученной в процессе чтения информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.

Обучение вести в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалоговое обучение. Это работа в парах, микрогруппах. Уже в 1 классе можно проводить работу в группах такого плана : дети смотрят начало фильма, а концовку обсуждают, либо учитель читает им рассказ, а концовку они придумывают сами. Организуя диалог в классе, можно получить большую пользу для формирования функциональной грамотности. Именно диалог позволяет ученикам выражать своё понимание темы; помогает им осознавать текст. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Для того чтобы разделить ребят на группы, можно использовать имена и портреты литературных героев, объединяющих какое-либо произведение; предметные картинки, которые соответствуют теме урока; строки из произведений; пазлы – иллюстрации к произведениям.

Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при правильной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, и расширять и улучшать обучение учеников. Вопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников. Их можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее учеников познакомить с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

Умение работать с вопросами имеет огромное значение в развитии критического мышления. Вопросы являются основной движущей силой мышления. Ученики, которые задаются вопросами и задают их по-настоящему, думают и стремятся к знаниям. Оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, творческие – развивают творческое мышление школьников.

На основе формирования навыков мышления осуществляется процесс развития функциональной грамотности, а сами навыки мышления служат инструментом перехода в функциональную грамотность.

На уроках литературного чтения можно использовать такие стратегии:

Инсерт Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

!

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

Меня это удивляет!

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Если то, о чем читает, ученика удивило

 

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.

 

«Синквейн» - это малая стихотворная форма, используемая для описания своих текущих впечатлений, ассоциаций, ощущений, фиксации эмоциональных оценок. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывают одно слово – существительное или местоимение; на второй строчке надо написать два прилагательных; на третьей строке записывают 3 глагола; на четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме; последняя строчка - это слово - резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Стратегия «синквейн» обогащает словарный запас, позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.

Осень.

Весёлая, разноцветная.

Украшает, восхищает, радует.

Красивое и яркое время года.

Красавица!


Стратегия «Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных этапах урока.

На уроках с применением стратегий критического мышления ученики слушая учителя, не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами урока: они думают, рассуждают, делятся рассуждениями друг с другом.

Стратегия «Лента ценностей» используется для оценки рефлексии на содержание текста.

Здесь ученики или группы учеников должны ответить на провокационные утверждения, соглашаясь или не соглашаясь. Это выяснение противоречий в мышлении учеников и отличный формат сравнения разных вопросов.

Важным условием эффективности оценочной деятельности учащихся является организация учителем ситуаций успеха.

Любая удача запоминается в памяти и формирует стремление к достижению цели. Ситуация успеха формирует у учащихся субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей.

Проведение нестандартных уроков, уроков-исследований, уроков-сказок, педагогических мастерских, литературных гостиных, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых играет большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.



То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя