СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей физкультуры. Тема " Функциональная грамотность на уроках физкультуры"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей физической культуры»

Доклад на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»

(Учитель физической культуры

МКОУ «Ростошинская СОШ» Подкопаев Н.А.) 

 

  Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь этот предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны почерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок, как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. На урок можно подготовить карточки с вопросами, тестами, задания творческого  характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащиеся сами вписывают ответы. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Пример составленного мною задания по теории баскетбола и волейбола для формирования функциональной грамотности.

Задание №1



Физическая культура 5 класс. Теория и правила игры в баскетбол



По традиционным правилам баскетбола, матч из четырех частей по десять минут. На отдых между частями выделяется две минуты, после второй части пятнадцать минут, при этом команды меняются игровыми кольцами. Учитывая, что урок физкультуры длится сорок-сорок пять минут, время на игру ограниченно, таким образом, правила корректируются.

Старт игры в баскетбол. К середине игрового поля подходят капитаны команд, судья находится между ними и по свистку подкидывает мяч вверх. Та команда, которая отбивает мяч, и дает старт матчу.

Какова техника передвижения с мячом по игровой площадке? Игрок, который владеет мячом, совершая движения по игровой площадке, должен ударять его о пол, ногой или кулаком бить по мячу не разрешается, это элементарное нарушение. Не ударяя мяч о пол можно делать максимум два шага, если три шага и более, то это расценивается как «пробежка».

Как начисляются очки? Не количество бросков в корзину соперника засчитывается, а начисляются баллы. Количество баллов зависит от того, с какой точки игрового поля был заброшен мяч. За бросок мяча с ближней и средней точки команде начисляется 2 очка, с коричневой линии или еще ее называют 3-х очковой – 3 очка. За удачный штрафной бросок команда получает одно очко.

Каковы самые частые нарушения правил в баскетболе среди школьников?

  • Если мяч попадает за ограничительную линию игрового поля – звучит «аут»

  • Нельзя владеть мячом и при этом находиться под корзиной соперника более 3-х секунд, это расценивается, как нарушение «3-х секунд»

  • Игрок не может распоряжаться мячом более 5-ти секунд. Каждому игроку дается пять секунд, чтобы передать мяч другому участнику команды или совершить бросок в корзину, в противном случае это «нарушение 5-ти секунд»

  • Если команда, которая владеет мячом, в течение 8-ми секунд, не выводит его в зону противника, то это является нарушение «8-ми секунд»

  • В течение 24 секунд команда, владеющая мячом, обязана совершить бросок в кольцо соперников, если этого не произойдет, то прозвучит нарушение «24-х секунд». Находясь с мячом в зоне соперника, нельзя возвращать его обратно в тыловую зону, «возвращение мяча» является нарушением.

Обратите внимание, что это далеко не все правила традиционного баскетбола, но этого вполне достаточно для школьников. Придерживаясь этих правил, ученики смогут научиться играть в эту активную командную игру, этих знаний будет вполне достаточно. 




Вопрос

1.Сколько игроков от одной команды может находиться на площадке?

а) 4; б) 5; в) 6.

2. Сколько шагов с мячом можно сделать после ведения?

а) 0; б) 1; в) 2; г) 3.

3. Ведение выполняется

а) одной рукой;

б) поочередно двумя руками;

в) одновременно двумя руками.

4. Что называется зоной нападения?

а) половина поля под кольцом соперника;

б) половина поля под своим кольцом;

в) центральная часть поля;

г) место за пределами площадки у судейского столика.

5. Поворот на месте не будет считаться пробежкой, если:

а) опорная нога не была оторвана от пола;

б) опорная нога была оторвана от пола;

в) неважно отрывалась ли опорная нога.

Типовая задача для учащегося

1.     Определи, сколько по времени будет длиться матч баскетбола?

2.     Назови, самые частые нарушения правил баскетбола?

3.     Предложи, сколько по времени будет длиться матч на уроке физкультуры?

Планируемый образовательный результат

1.     Определяет, сколько по времени длится матч

2.     Называют, самые частые нарушения

3.     Предлагают, сколько по времени длится матч














Задание №2



Физическая культура 5 класс. Волейбол



Волейбол (от англ. volley — удар с лёта и ball — мяч) – это олимпийский вид спорта, целью в котором является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны игрока команды соперника. Данный вид спорта был придуман в 1895 году американцем Джорджем Уильямом Морганом, с тех пор игра значительно эволюционировала и несколько раз обновляла свои правила.

Волейбол можно считать одним из самых доступных видов спорта, для его игры нужна небольшая площадка, натянутая между двумя стойками сетка и мяч. С каждой стороны играет по 6 человек (в любительских соревнованиях допускается меньше).

  • Общие правила

Игроки делятся на две команды: каждая по 6 человек. Для победы требуется 25 очков. Одно очко начисляется:

  • Когда мяч коснулся земли на половине площадки противника.

  • При неудачной подаче противника (в сетку, в аут).

  • При касании сетки игроком противника.

  • При заступе игроком противника на вашу половину площадки.

  • При заступе за лицевую линию в подаче.

  • При четвертом и далее касании мяча командой противника или же при двойном касании мяча одним и тем же игроком.

В официальных правилах игра идет 3 партии. Каждая партия до 25 очков. Если обе команды набрали по 24 очка, игра идет до тех пор, пока одна из команд не будет иметь преимущество в 2 очка. Например, такой счет может составлять 30:28 или 26:24.

  • Технические аспекты

  • Высота сетки для мужчин: 2,43 м. Для женщин: 2,24 м.

  • Периметр площадки: 18 x 9 метров.

  • Длина окружности волейбольного мяча 65-67 см, а вес мяча – 250-280 г.

  • Площадка состоит из 6 зон, делящихся по номерам.

Элементы

Волейбол состоит из следующих элементов: подача, прием, пас, нападающий удар, блок.



Вопрос

Выберите правильный вариант ответа

1. В каком году появился волейбол? а) в 1895 г.; б) в 1890 г.; в) в 1915 г.; г) в 1900 г..

2. В какой стране появился волейбол? а) в России; б) в США; в) в Англии; г) в Германии.

3. Кто придумал игру в волейбол? а) Пьер де Кубертен; б) Джеймс Нейсмит; в) Вильям Морган.

4. Вес волейбольного мяча (г): а) 260-280;  б) 350; в) 280-300.

5. На поле во время игры в волейбол одновременно находя

 а) 9 игроков б) 6 игроков в) 5 игроков г) 8 игроков

 Типовая задача для учащегося

 

1.  Назови, из каких элементов состоит игра в волейбол?

2.     Назови, сколько метров составляет место подачи? 

3.     Назови, за что начисляется одно очко в игре?

4.     Назови, состав судейской коллегии в игре?

Планируемый образовательный результат

 

1.Называют из каких элементов состоит волейбол

2. Называют, сколько метров составляет место подачи

3. Называют, за что начисляется одно очко в игре

4. Называют, состав судейской коллегии в игре









Итак, мы можем сказать, что использование элементов функциональной грамотности при организации и проведении современного урока физкультуры позволит успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять их кругозор.