Не учите детей так, как учили вас: они родились в другое время. Еврейская пословица
Активная оценка как стратегия современного обучения и ее роль в овладении учащимися предметными знаниями
Презентацию подготовила:
Ершова Елена Николаевна
Что такое активная (формирующая) оценка, или
активное оценивание?
Активная оценка (АО), или
формирующая оценка понимается как ц е лост н ая т е хн о логия , п остро е н ная на и д е е пос т оя н ной о б р а тно й с в я з и м е ж д у суб ъ ект а м и об р азова т е льно г о процесса.
Активная оценка стала популярной после исследования британских ученых (Пол Блэк, Дилан Уильям).
Исследования Джона Хэтти подтвердили эффективность активного оценивания.
Активная оценка — это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть свои успехи (и радоваться этому), осознавать ошибки (и работать над ними); овладевают процедурами оценки, учатся управлять своим учением. К оценочной деятельности присоединяются родители учеников.
5
Основные составляющие активной оценки
Сущность и значение активной оценки
Что делает учитель при активном оценивании?
- В начале урока договаривается с учащимися о целях работы: Что? Зачем? Как? будут изучать.
- В начале занятия учитель ставит ключевые вопросы, на которые учащиеся
будут находить в процессе частично-поисковой или исследовательской
д ея т е ль н ост и обос н ов а нные о тв е т ы. Ключ е вые вопросы п о х о ж и н а про б лемные контекстные (компетентностные) задания .
- Знакомит учащихся с критериями и показателями оценки, т.е. указывает на
т е ре з у л ь т а ты , к о т оры е б у д ут о ц ениватьс я . Э т о оз н а ч ае т , ч т о про в ер к а осуществляется именно указанных результатов.
- Ставит учащимся вопросы для самостоятельного решения; создает
проблемные ситуации, которые разрешают частично-поисковым методом; мотивирует учеников на самостоятельное обоснование путей решения.
5. Учитель устанавливает обратную связь и отслеживает процесс учения - обучения: часто организует в парах или группах обсуждение полученных ответов или решений и наблюдает за этим процессом; вместе с учениками формулируют выводы, обобщают и систематизируют материал, переносят полученные результаты на другие предметы, проводят рефлексию.
Что делает учитель при активном оценивании?
- Учитель постоянно вовлекает учащихся во взаимооценку, учит их корректно ставить друг другу вопросы, давать рекомендации, поддерживать доброжелательную атмосферу.
- Учитель постоянно включает учащихся в самооценку, на основе которой они планируют работу над ошибками, свое дальнейшее продвижение в изучении темы.
- Вместо отметок дает устные или письменные комментарии к выполненным работам учащихся: что сделали хорошо, над чем и как стоит поработать. Учащиеся принимают замечания и рекомендации учителя, выполняют работу над ошибками или аргументированно оспаривают и выражают собственное мнение.
- Учитель спрашивает учеников их мнение о применяемых методах и формах обучения и контроля; о том, как бы они хотели, чтобы их обучали. На основании такой обратной связи корректирует методики и содержание обучения.
Обратная связь в учебном процессе . Что это? Кому она нужна?
Обратная связь в учебном процессе (на занятии) – это получение учителем информации о том, как осуществляются процессы учения, обучения; с какими трудностями сталкиваются учащиеся при освоении материала или решении задач, выполнении домашнего задания, самостоятельной (контрольной) работы.
Способы создания обратной связи:
- Выходной контроль : 1) выполнение выходного диагностируемого теста в конце урока; 2) самоконтроль и самооценка или взаимоконтроль с использованием эталона верных ответов; 3) выполнение учеником работы над ошибками и домашнего задания, которое фокусируется на выявленных проблемах.
- Письменные комментарии. 3. Вопросы учителя учащимся. 4. Обратная взаимосвязь от соучеников или взаимная оценка. 5. Самооценка; оценочные листы ( не знаю, знаю и понимаю, могу объяснить, могу применить, могу интерпретировать результаты и др .). 6. Рефлексия. 7. Портфолио.
8. И другие.
Примеры неудачных и удачных вопросов как средств обратной связи учащемуся
- Попробуй развить свою мысль – Скажи, как изменится смысл, если…
- Тебе надо быть более старательным – Чтобы твоя работа была более качественной, что надо в ней сделать по-другому?
- Хорошая работа – Посмотри на критерии . Каким критериям твоя работа соответствует? Каким – отвечает в неполной мере?
- Подойди к теме более детально – Ты можешь рассказать о признаках равнобедренного треугольника…
- Сконцентрируйся на теме – Обрати внимание на правило, таблицу и др.…
- Замечательно доказал правильность выбора буквы – Ты выстроил стройную и логическую систему рассуждений!!!
- Обрати внимание на указанные мной ошибки при решении задачи –
Обрати внимание на табличный метод решения таких задач
Ключевые вопросы
Характеристики ключевых вопросов:
- Затрагивают более широкий контекст темы занятия
- Мотивируют учащихся, поскольку касаются важной интересной проблемы
- Заставляют рассуждать
- Похожи на компетентностные задачи, поскольку являются
прикладными и позволяют перенести полученные результаты на другие области
- Формулируются в начале занятия, на заключительном этапе – обсуждается, найдены ли ответы на ключевой вопрос
31
Примеры ключевых вопросов в начальной школе
- Что было бы, если бы вдруг остались только существительные женского рода?
- Почему бывает так, что «ссорятся» согласные в корне слова?
- Две домохозяйки любят много говорить по телефону. Какая из них заплатит за телефонные разговоры больше: та, что передает разговоры с помощью прямой речи или та, что использует косвенную речь?
- Чего бы ты боялся зимой, если бы волшебница превратила тебя в зайца?
- Как выглядела бы жизнь людей, если бы не было часов?
- Почему зимой возле елок много птичьих следов?
- Как помочь Деду Морозу из 150 апельсинов, 175 мандаринов, 75 шоколадок и 1475 конфет упаковать новогодние подарки?
2
Обратная связь. Что это? Кому она нужна?
Учитель реализует обратную связь, идущую от учителя к ученику и обратно. Полученные результаты соотносятся с целями и дальнейшими действиями. Обратная связь глазами ученика:
- учитель говорит мне, как я успеваю по этому
предмету;
- учитель говорит мне о моих успехах и сильных сторонах;
- учитель говорит мне, какой материал мне надо
подтянуть;
- учитель говорит, как я смогу улучшить свои результаты;
- учитель даёт мне рекомендации, как я могу достичь
свои учебные цели.
34
Приёмы и средства самооценки и взаимной оценки
СВЕТОФОР
Позволяет ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.
Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,
Жёлтый — неуверенности: я не совсем н этом разобрался,
Зеленый — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
2
Приёмы и средства самооценки и взаимной оценки
Приём трёх вопросов
Перед изучением новой темы ученики должны ответить на два вопроса.
- «Что я уже знаю по данной теме?»
- «Что я хочу узнать?»
В конце урока ученики должны ответить на вопрос:
Приём малых шагов
Учитель разделяет цели урока на этапные задачи. При изучении темы он постепенно показывает этапы, которые ученики уже прошли, и проверяет, все ли дети согласны с тем, что промежуточная цель уже достигнута. Если считают, что цель не достигнута, можно использовать работу в группах для закрепления изученного материала.
2
Приёмы и средства самооценки и взаимной оценки
Приём «Корзина и урна»
Учитель рисует на доске корзину и урну. Учащиеся получают карточки, на одной из которых записывают то, что они хотели бы запомнить на уроке, а на второй – что они считают ненужным. Выходя из класса, они прикрепляют листки к корзине или к урне. Эта методика помогает учителю увидеть, что ученики запомнили из пройденного материала и хорошо ли он объяснил им тему урока.
Доказательство того, что я учусь
Учитель в начале урока задает ученикам вопрос или задание. Учащиеся пытаются ответить на него или найти правильное решение, но еще не имеют соответствующих знаний и навыков. Учитель объявляет, что после урока решение можно будет разъяснить. В конце урока учитель возвращается к заданию, и все ученики отвечают на него, приобретённый на уроке опыт показывает детям, что они достигли намеченной цели и углубили свои знания.
2