СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении воспитателей «Развитие ученического самоуправления в классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении воспитателей «Развитие ученического самоуправления в классе»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

города Магнитогорска











Выступление

на методическом объединении воспитателей

«Развитие ученического самоуправления в классе»







Составила: воспитатель МОУ «СШИ №2»

Шапочникова Наталья Александровна






















2023 г.



Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Для достижения поставленной цели, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

Задачи:

1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

2. Развитие социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

4. Воспитание достойных творческих лидеров.

Орган ученического самоуправления в процессе своей деятельности руководствуется следующими принципами:

Принцип равноправия и выборности

Все участники ученического самоуправления имеют равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе. Орган самоуправления приобретает свои полномочия в результате выборов

Принцип совета и согласия

Следует непременно посоветоваться, выслушать мнение каждого и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления.

Принцип открытости и гласности

Работа органов самоуправления является открытой для каждого члена коллектива, который может своевременно получить полную, оперативную и достоверную информацию о работе органов самоуправления.

Принцип законности

Орган самоуправления в процессе своей деятельности следует положениям Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и других государственных правовых актов, Устава школы и ее локальных нормативных документов.

Принцип критики и самокритики

Каждый субъект органа самоуправления может свободно высказывать замечания, не допуская при этом унижения достоинства других людей.

Принцип распределения полномочий

Властные полномочия и ответственность чётко распределяются между всеми субъектами органа самоуправления и их руководителями.

Принцип свободы и самодеятельности

Каждый член органа самоуправления свободно выбирает формы и методы для реализации какого-либо коллегиально разработанного решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность, самодеятельность.

Принцип отчетности

Все избранные органы ученического самоуправления и их члены регулярно отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и её результатах.

Принцип гуманности

Органы ученического самоуправления действуют на основе нравственных ценностей, принимают и реализуют решения, исходя из интересов учеников. Принимаемые меры ответственности и наказания гуманны и не унижают достоинство обучающихся.

Самоуправление в классе формируется путём функционирования микроколлективов - секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом.

Структура ученического самоуправления

Классный руководитель, воспитатель

Актив класса

Командир

Заместитель командира

Ответственные за сектора

Сектора и их функции

Учебный сектор

  • помощь в учении;

  • участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам.

Трудовой сектор

  • участие в организации трудового воспитания ;

  • участие в профориентационной работе;

  • развитие самообслуживания;

  • бережное отношение к общественной собственности;

  • выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

  • благоустройство школьной территории.

Досуговый сектор

  • подготовка и проведение КТД;

  • проведение совместных с общественностью мероприятий;

  • организация концертов, культурных программ, шоу-программ, дискотек

Спортивный сектор

  • проведение спортивных мероприятий на уровне школы;

  • участие в спортивных мероприятиях города и района.

Пресс-центр

  • получение и обмен информацией с помощью компьютерных сетей;

  • информирование коллектива по различным вопросам деятельности;

  • подготовка статей для школьной газеты и сайта.

Лечебный сектор

  • информирование обучающихся о новых назначениях лечения;

  • напоминание о ежедневном прохождении лечения;

  • отчет о прохождении лечения.

Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание-собрание всех обучающихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В классе ученическое самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни класса, в которой каждый воспитанник может определить свое место и реализовать свои способности и возможности, которые предусматривают:

  • вовлечение всех обучающихся класса в управление школьными делами,

  • создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющихся правами и обязанностями,

  • формирование у воспитанников отношений взаимозависимости и организаторских качеств,

  • приобщение ученического коллектива и каждого воспитанника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ежегодно в начале учебного года, путем анализа анкет обучающихся, определяется командир класса и состав секторов, затем на совете секторов выбираются ответственные за сектора, оговариваются обязанности каждого участника.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

  • участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;

  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

  • дежурство по классу и по школе и т.д.;

Такая организация деятельности положительно решает вопросы демократизации и гуманизации воспитания, дает новые подходы к самому процессу воспитания, когда ученик постепенно превращается в полноправного партнера классного руководителя и воспитателя по совместной работе, воспитание же становится процессом совместной жизнедеятельности. Педагоги стараются оказать помощь членам классного самоуправления в реализации своих возможностей.

Участие ребят в подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроль за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.

Совместная воспитательная работа классного руководителя, воспитателя и самоуправления класса должна строиться по отчетным периодам (1 период – четверть). Каждый период начинается с коллективного планирования. Класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения предложения от секторов выносятся на Совет. Сектор строит свою работу по четкому алгоритму, соответствующему следующим стадиям: планирование, подготовка, проведение дела, подведение итогов.

В конце каждого периода (четверти) лидеры секторов отчитываются о проделанной работе, составляют планы на следующий период. Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Члены самоуправления учатся сами планировать свою деятельность и жить с пользой и радостью. Каждое проведенное дело обсуждается в классе: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше? Что надо успеть на будущее?

С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Лучшей формой привлечения членов самоуправления к такой творческой деятельности стали следующие мероприятия: праздники «День Матери», «Мы мальчишек поздравляем!», «Мы девчонок поздравляем!», съемка и монтаж видеороликов для поздравления и для участия в различных конкурсах.

Данная организация классного самоуправления позволяет:

1. Каждому обучающемуся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д.

2. Сформировать механизм социальной адаптации: ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе.

3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей обучающихся, расширять знания об окружающем мире, развивают речь; развивают творческие способности, художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.

4. Увеличить процент обучающихся, принимающих активное участие в школьных мероприятиях.

5. Сформировать и изменить межличностные взаимоотношения, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации, что помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.

Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.