СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом совете по теме "предшкольная подготовка: плюсы и минусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника. Ее содержание определяет системой требований, которые школа предявляет к ребенку.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом совете по теме "предшкольная подготовка: плюсы и минусы"»

Выступление на методическом совете 25.12.17 г.

Подготовка к школе. Ее «плюсы» и «минусы»

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника и в семье и в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Каковы же проблемы предшкольной подготовки, ее «плюсы» и «минусы»?

Это, прежде всего мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их ребенок хочет в школу и, следовательно, мотивационная готовность у него есть. Однако это не совсем так.

Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что купят новые школьные принадлежности, портфель и т. д. важно рассказать ребенку о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он там будет выполнять.

Интеллектуальная готовность. Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения, счета. Это мнение ошибочно.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть.) однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Для нормального развития детям нужно понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы, или цифры, которые как бы замещают реальные предметы.

Волевая готовность требуется для умения слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого нужно, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого при этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли.

Часто родители стараются заранее научить ребенка читать, писать, считать. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

Наибольшие трудности испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли. Объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

Помимо этого ребёнок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?»,  «Что…, если…»,  то есть уметь решать простые логические задачи.

    У детей, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение – впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед. 

    Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (большой, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три…) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Сформировать все эти значения и математические представления в один присест невозможно, но и специального времени для этого нужно не так и много. Накрываете на стол – можно потренироваться в определении местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа).

Следить за правильным произношением слов и их употреблением.

   Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок: умеет ли он убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, застегнуть сапоги, может ли за столом вести себя «как следует». Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

   Очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.

    Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, ленка, определение  «вслепую» форм предметов – сначала самых простых, потом посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстёгивании  пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

    Очень важный элемент – умение ребёнка работать по инструкции.

    Своевременно показать ребенка логопеду. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

   Школьное обучение – это непрерывный процесс общения.

Подготовка ведется за счет 2 часов внеурочной деятельности по программе «Преемственность» (по пятницам на 2 и 3 уроках: 3 занятия по 20 минут) по учебным тетрадям Н.А. Федосеева «От слова к букве», С.И. Волков «Математические ступени», А.А. Плешаков «Зеленая тропинка»).

Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи:

- сохранение и укрепление здоровья;

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций;

- развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений действовать по правилам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!